Пикулёва Оксана Анатольевна

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ


Специальность 19.00.05 - социальная психология

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук


На правах рукописи

УДК 159.923


1 5 ИЛИ 2014


/


Санкт-Петербург - 2014


Работа вьшолнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учрежде- нии высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»


Научный консультант:

Официальные оппоненты:


доктор психологических наук, профессор

Цветкова Лариса Александровна,

профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петерб)'ргского государственного университета

доктор психологических наук, профессор

Петрова Елена Алексеевна,

декан факультета психологии,
заведующий кафедрой социальной психологии Российского государственного
социального университета

доктор психологических наук, профессор

Мироиенко Ирина Анатольевна,

профессор кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии
Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина

доктор психологических наук, доцент

Володарская Елена Александровна,

ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук

Санкт-Петербургское государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы»


Ведущая организация:


Защита состоится 30 тоня 2014 года в 17:00 на заседании Совета Д 212.199.25 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48, корп. 11, ауд. 37.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государ- ственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186, г. Санкт- Петербург, набережная реки Мойки, д. 48, корпус 5.


Автореферат разослан «_ 2014 года

Ученый секретарь
диссертацнонного совета
доктор петгхологнческих наук, профессор


Е.К. Веселова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы диссертационного исследования. Значение и роль коммуни- кативного поведения человека в его успешной социальной и профессиональной реализации трудно переоценить. В условиях глобализации современного мира и интенсификации меж- культурных коммуникаций особую социальную значимость приобретают вопросы эффек- тивности самопрезентации личности в ситуациях социального взаимодействия, формирова- Н1И самопрезентационной компетентности специалистов.

Предметная область самопрезентации личности представляет собой ее изучение как специфического и уникального социально-исихологического феномена общения. Термин «самоирезентация» (от англ. 5е1/-ргезеп1а1юп - «Я сам» и «представление, предъявление») используется сегодня практически во всех гуманитарных науках — психологии, культуроло- гии, социологии, социальной философии, культ)'рной антропологии, психолингвистике, пе- дагопже - в узком значении - как специфическая деятельность человека в определенных ситуациях, носящая осознанный манипулятивный характер.

Научный интерес к феномену самопрезентации постоянно растет. Накоплен значи- тельный обьем теоретического и практического материала. Однако обобщенное системно- интегрированное понимание феномена отсутствует. Каждое научное направление рассмат- ривает самопрезентацию с точки зрения своего категориального аппарата и предметной об- ласти. Что обусловлено, на наш взгляд, неопределенностью объема и содержания понятия «самопрезентация» при его использовании в научной лексике, имплицитно принятой уста- новкой связывать самопрезентацию только со специфической деятельностью по осознанно- му управлению производимым впечатлением.

Именно поэтому целесообразно идентифицировать понятие «самопрезентация лич- ности» и рассмотреть ее как общий феномен любой социальной коммуникации, постоянно проявляющийся в поведении субъекта общения, независимо от степени осознаваемости им своего поведения. Такой подход к трактовке изучаемого явления позволит вьювить его сущ- ность, определить систему психологических категорий, раскрывающих его содержание, со- циально-психологические детерминанты и характеристики.

К настоящему времени сформированы теоретические и методологические предпо- сылки для рассмотрения социальной психологии самопрезеетации личности как самостоя- тельного научного направления, возникшего на стыке психологического, социологического, культурологического и психолингвистического знаний в связи с актуализаштей личностной, тендерной, лидерской и кросс-кулыурной проблематики в гуманитарных и социальных науках.

По нашему мнению, наиболее полно системный подход к феномену самопрезентации личности, в котором сосредоточены знания по культуре, сощюлогии, социальной филосо- фии, культурной антропологии, психолингвистике, может быть отражен в социальной пси- хологии, поскольку именно социальная психология, изучающая поведение человека в соци- уме и культурной среде, обьединяет перечисленные знания.

Все вышесказанное определяет актуальность научного исследования, предпринято- го с целью восполнения существующего пробела в понимании самопрезентации личности как сложного социально-психологического феномена, интегрирующего гуманитарные зна- ния о поведении человека в обществе.

Проблема исследования. Проблемой исследования является выраженное несоот- ветствие между существующим в обществе стереотипно узким пониманием сущности фе- номена самопрезенташ1и личности, предпринимаемыми в этой области усилиями ученых и практиков и потребностью людей в повышении индиввдуальной самопрезенташюнной компетентности, эффективности кросс-культурньк коммуникаций в условиях интенсифика- ции взаимодействий, обусловленных всемирной глобализацией.

Степень научной разработанности темы исследования. Фундаментальная целост- ная социально-психологическая концепция самопрезентации личности, охватывающая всё


многообразие конкретных проявлений этого социально-психологического феномена, к настоящему времени еще не сформирована. Изучение рассматриваемого нами феномена берет свое начало в зарубежных исследованиях первой половины XX века в рамках симво- лического интеракционизма и теории социальных ролей. Однако единственной системной теоретической концепцией рассматриваемого нами феномена до сих пор остается концеп- ция социальной драмагургии американского социолога И. Гоффмана (Gofiman Е., 1959), ко- торый, адаптировав символическую перспективу интеракционистов к теории сощ1альных ролей, первым описал процесс самопрезентации и предложил термин «самопрезентация».

В зарубежной литературе к настоящему времени накоплен значительный эмпириче- ский материал по различным аспектам самопрезеетации. Так, мотивы самопрезентацион- ного поведения изучали Е. Goffinan, J. Tedeschi, М. Leary, R. Kowalski, R. Baumeister, R. Wicklund, A. Fenigstein, M. Snyder, B. Schlenker, M. Weigold, M.C. Bolino, K.M. Kacmar, W.H. Tumley, J.B. Gilstrap, A.M. Grant, D.M. Mayer и др.; стратегии и тактики самопрезен- тации - Е.Е. Jones, T.S. Pittman, S. Berglas, G. Weary, A. Schütz, S.-J. Lee, В.М. Quigley, М. Nesler, А. Corbett, J. Tedeschi и др.; влияние внешних и внутренних факторов на осо- бенности самопрезентации - В.М. DePaulo, C.S. LeMay, J.A. Epstein, R.M. Arkin, A.H. Buss, S.R. Briggs, H. Gleitman и др.; диагностику индивидуальных различии в само- презеитации - М. Snyder, S. Gangestad, I. Ajzen, Ch. Timko, J. White, R.D. Lennox, R.N. Wolfe, M. Martinko, S.-J. Lee, B. Quigley, M. Nesler, A. Corbett, J. Tedeschi и др.; тендер- ные различия в самопрезентации - К. Deaux, S. Berglas, Е. Jones, М. Snyder, J. А. Shepperd, R.M. Arkin, S.-J. Lee, B. Quigley, M. Nesler, A. Corbett, J. Tedeschi и др. Отме- тим, что в основном работы вьппеперечисленных авторов носят практический, прикладной характер, как правило, в области организационного поведения.

В отечественной науке самопрезентация стала предметом активных исследований только в 1990-е гг Однако, несмотря на то, что отдельные аспекты самопрезентации до- вольно щироко изучались врамках таких направлений, как социальная перцепция (A.A. Бодалев, В.В. Знаков, Н.В. Казаринова, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, Е.В. Михай- лова, В.Н. Панферов, O.A. Пикулёва, В.М. Погольша, В.П. Трусов, H.A. Федорова, И.П. Шкуратова и др.), восприятие н формирование имиджа (ТЗ. Адамьянц, Е. Власова, B.Г. Горчакова, И. Нефедова, А.Ю. Панасюк, Е.А. Петрова, ИМ. Петрова, Е.Б. Перелыгина, ГГ. Почепцов и др.), социальная фасилитацня и ингибиция (O.A. Герасимова, Ю.Н. Емельянов, Е.В. Зинченко, Ю.П. Кошелева, А.У. Хараш, В.В. Хороших), влияние и манипулирование (Е.Л. Доценко, В.Н. Куницьша, А.Н. Панкратов, В.М. Погольша, Е.В. Сидоренко, В.П. Шейнов), особенности интернет-коммуникаций (Е.М. Бурнаева, Е.И. Горошко, А.Е. Жичкина, З.С. Завьялова, А.И. Затулий, ТА. Наумова, И.С. Шевченко), следует отметить недостаточную разработанность в отечественной психологии проблемати- ки самопрезентации в целом, что обусловлено, на наш взгляд, узкой трактовкой ее содержа- тельной сущности. Кроме того, феномен самопрезенташTM личности не изучался с точки зрения интегрированного подхода, с привлечением знаний из других научных дисциплин.

В настоящее время феномен самопрезентации личности представляет собой предмет исследования целого ряда направлений гумашпарных наук, в связи с чем отсутствует це- лостность его понимания. Так, рассматриваемый феномен привлекает внимание не только психологов, но и специалистов в области культурологии, культурантропологии, психо- лингвистики, лингвокультурологии, этнолингвистики, социологии, социальной фило- софии, педагогики. Мы предполагаем, что икгеграция существующих научных подходов к изучению феномена самопрезентации личности позволит сформировать единую концеп- цию самопрезентации личности в рамках социальной психологии.

Цель исследования - разработка интегративной социально-психологической кон- цепции самопрезентации личности, обоснование возможности и целесообразности вьщеле- ния социачьной психологии самопрезентации личности как самостоятельного научного направления, имеющего собственный предмет изучения и собственную область исследова- ния, специфические понятия, методологические основы и методические средства.


Достижение поставленной цели диссертационного исследования предусматривает решение следующих основных теоретических и практических задач:

Теоретические задачи

1. Определить степень изученности феномена самонрезентации личности в системе гуманитарных знаний, обобщить результаты научных исследований (в области психологии, социологии, культурологии, социальной философии, психолингвистики, кросс-культурной антропологии, педагогики) по изучению различных аспектов самопрезентации личности,

2. Теоретически обосновать возможность выделения социальной психологии само- презентащт личности как самостоятельного направления в системе социалыю- психологического знания.

3. Разработать интегративную социально-психологическую концепщпо самопрезен- тации личности и структурно-функциональную модель процесса самопрезентации.

4. Проанализировать особенности проявления самопрезентацни личности как фено- мена межличностного взаимодействия.

Практические задачи

5. Идентифицировать виды, тины, тактики и стратегии, а также средства самопре- зентации личности.

6. Разработать классификацию стратегий и тактик самопрезентации личности.

7. Проанализировать личностные, гендерные, возрастные, профессиональные, ста- тусные и этнокультурные особенности самопрезентации личности.

8. Обосновать возможность формирования самопрезентационной компетентности индивида посредством специально разработанного видеотренинга.

Объект исследования - самопрезентация личности как психологический феномен.

Предмет исследования - совокупность личностных и социальных характеристик самопрезентацни лиц разного пола, возраста, этнокультурной принадлежности, профессий и социального стагуса.

Основные гипотезы исследования

1. Самоирезетащ1ю личности мож1ю отнести к феноменам социально- психологического порядка, поскольку она представляет собой поведенческий результат диалектического взаимодействия субъекта с сощ1алыюй средой. К социально- психологическим детерминантам самопрезентации личности относятся цели и ценности, сформированные на индивидуальном, социально-диспозиционном и ситуационном уровнях.

2. Реактивность и проактивность являются ключевыми характеристиками самопре- зентации личности н определяются целью взаимодействия и степенью личностной значи- мости для субъекта самопрезентации объекта самопрезентации, а также особенностями си- туащ1онного контекста и степенью позиционности отношений субъекта самопрезентации с объектом.

3. В качестве драйверов, определяющих выбор тактик самопрезентации, выступают личностные ценности. Личностно-сфокусированные ценности определяют стремление ин- дивида к использованию ассертивных тактик самопрезентации личности.

4. Характер управленческой деятельности и ценностные предпочтения руководите- лей определяют особенности их самопрезентационного поведения, независимо от гендер- ной дифференциации.

Частные гипотезы исследования

5. Выбор определенных тактик и стратегий самопрезентащш обусловлен личност- ными особенностями, ценностными предпочтениями и социальными характеристиками субъекта самопрезеитации. Различия в ценностных приоритетах и в предпочтении тактик и стратегий самопрезентащги личности обусловлены социальными (гендер, этнокультурная принадлежность, социальный статус) и взаимосвязаны с личностными (самомониторинг) факторами.


6. Выбор руководителями определенных тактик и стратегий самопрезентащга обу- словлен их личностными особенностями (самоэффективность, перфекционизм, самомони- торинг), типом личностных ценностей, уттравленческими компетенциями.

7. Управленческая деятельность формирует определенный стиль самопрезентации руководителя, который зависит от стажа управленческой деятельности и обусловлен про- фессиональной деформацией.

Методологической основой диссертационного исследования явились теоретические представления о механизмах социального восприятия и категориях «взаимодействие» и «Я-концепция»; концепция единства и взаимодействия внешней и внутренней детермина- ции (К.А. Абульханова-Славская, В.М. Бехтерев, A.B. Брушлинский, Б.А. Еремеев, Б.Ф. Ломов, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн); концепция диспозиционной регуляшли со- циального поведения (В.А. Ядов); культурно-историческая концепция Л.С. Выготского; принщш исторического детерминизма применительно к самопрезентации личности; прин- цип взаимосвязи личности и общения, раскрывающий социально-психологическую обу- словленность феномена самонрезентации, принцип субьектного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Е.С. Кузьмин, И.А. Мироненко) и социально-перцептивного подхода (A.A. Бодалев, В.Н. Кунршына, В.Х. Манеров, В.Н. Панферов и др.); социально- психологические аспекты ролевого поведения личности и влияние социального контекста на социальное поведение человека (И.В. Гришина, Е.Ю. Коржова, К. Левин, А.Л. Свенцицкий и др.); положение о фундаментальном и общечеловеческом характере потребности в само- презентации (И. Гоффман, Б. Шленкер); положение о роли внешнего «Я» личности в регу- ляции поведения (В.А. Лабунская, В.Н. Панферов, Е.А. Петрова); психосемиотический (В.А. Лабунская, Б.Ф. Ломов, Е.А. Петрова, И.И. Петрова и др.) и имиджелогический под- ходы к анализу субьектов имиджа (Н.В. Антонова, В.Г. Зазыкин, А.Ю. Панасюк, Е.А. Петрова, Е.Б. Перелыгина, ГГ. Почепцов, В.М. Шепель и др.).

Наряду с материалами исследований, непосредственно посвященных изучению са- мопрезентации личности, мы опирались на широкий массив теоретических и эмпирических данных, прямо или косвенно связанных с проблематикой самопрезентации. Это работы в области гендерной психологии (Т.В. Бендас, И.С. Клёцина, H.A. Цветкова и др.); психоло- гии труда, проблем профессионального выгорания и деформации (ГЛ.Бардиер, С.П. Безносов, E.H. Богданов, Н.Е. Водопьянова, О.С. Дейнека, В.Г. Зазыкин, Е.Ф. Зеер, Е.А. Климов, К. Маслач, В.В. Семикин и др.); символического интеракционизма и теории ролевого поведения (Г. Блумер, Дж. Мид, Т. Шибутани и др.), психологии социального вли- яния и лидерства (Т.В. Бендас, Ф. Зимбардо, С. Мнлгрэм, Р. Чалдини и др.), теории научения (А. Бандура, Дж. Роттер, Б.Ф. Скиннер и др.); теории культурно и этнически обусловленных ценностей, влияющих на социальное поведение (С.Д. Гуриева, В.В. Знаков, Л.Г Почебут, Т.Г. Стефаненко, Ш. Шварц и др.).

Методы исследования

В исследовании были использованы теоретические (логико-исторический анализ, формально-логический анализ, методы абстрагирования, интеграции, моделирования, син- теза и анализа), эмпирические (анкетирование, включенное наблюдение, эксперимент, ин- тервьюирование, контент-анализ, самооценка, экспертная оценка, психодиагностика, тести- рование), количественные и качественные методы. Измерение проявления различных аспек- тов непосредственной самопрезентации осуществлялось с использованием следующих ме- тодов изучения индивидуально-психологических особенностей (личностных свойств, ко- гнитивного, аффективного и поведенческого компонентов образа «Я» и самопрезентации):

- шкала самомониторинга (Self-Monitoring Scale, SMS; Snyder М., 1979);

- шкала тактик самопрезентации (Self-Presentation Tactics Scale, SPT; Lee S.-J., Quigley В., Nesler M., Corbett A., Tedeschi J., 1999);

- шкала самооценки мотивации одобрения (Social Desirability Scale; Crovvne D., Mar- lowe D., 1964);


- тест «20 высказываний» (Twenty Statements Self-Attitude Test; Kuhn М., McPart- landT,, 1954);

- биографический опросник для диагностики поведенческих нарушений {Biogra- phisches Inventar zur Diagnose von Verhaltenstörungen, BIV; Jäger R.S., Lischer S., Münster В.,

Ritz В., Fuchs-Entzminger H., 1976);
- субтесты «Умозаключение» и «Словарь» из методию! оценки общих и специаль-

ных технических особенностей интеллекта (Flanagan J.С., 1957).

Кроме того, в процессе изучения влияния внешних и внугренних факторов профес- сиональной деятельности на самопрезентацию руководителей были использованы:

- шкала перфекционистской самопрезентащ1и (Perfectionistic Self-Presentation Scale, PSPS; Hewitt P.L., Flett G.L., Sherry S B., Habke M., Parkin M., Lam R.W., McMurtry В., Edi- ger е., Fairlie P., Stein M.B., 2003; адаптация Золотаревой A.A., 2011);

- шкала диагностики агрессивности и враждебности (Buss - Durkee Inventory, BDI: Buss A.H., Durkee A., 1957; адаптация Почебут Л.Г., 2000);

- шкала диагностики самоэффективности (Self-Efficacy Scale; Sherer М., Maddux J.е., Mercadante В., Prentice-Dunn S., Jacobs В., Rogers R.W., 1982; адаптация Бо- яринцевой A.B. под руководством Кричевского Р.Л., 2001);

  • - шкала экстраверсни - интроверсии (Jung e.G., 1936);

  • - шкала профессионального выгорания (Maslach Burnout Inventory, MBI; Maslach С., Jackson S.E., 1986; адаптация Водопьяновой Н.Е., 2009);

    - опросник управленческих умений (Wilson С.L., 1973);

    - шкала измерения личностных ценностей (Schwartz S.H., Cieciuch J., Vecchione М., Davidov е., Fischer R., Beierlein C., Ramos A., Verkasalo M., Lönnqvist J.-E., Demirutku K., Dirilen-Gumus O., IContyM., 2012), которая использовалась нами и для изучения этнокуль- турных особенностей самопрезентации личности.

    Исследование проводилось с использованием статистических методов: анализ сред- них величин, корреляционньш и факторный анализы (на основе t-критерия Стьюдента). Для анализа данных эмпирического исследования в качестве программного обеспечения ис- пользован статистический пакет IBM SPSS Statistics 20.0.

    Научная новизна

    1. Впервые социальная психология самопрезентации личности выделена как само- стоятельное научное направление.

    2. Систем1ю га1тегрирован научный материал из разных отраслей знания (социаль- ной психологии, социологии, культурологии, психолингвистики, культурантропологии, со- циальной философии, педагогики) для теоретического обоснования выделения социальной психологии самопрезентации личности как самостоятельного научного направления.

    3. Сформирована интегративная социально-психологическая концепция самопрезен- тации личности, включающая в себя структурно-функциональную модель процесса само- презентации личности; описание содержания и структуры самопрезентации личности как феномена межличностного взаимодействия; алгоритм действий субъекта в процессе само- презентации; психологические предпосылки, факторы и механизмы возникновения феноме- на самопрезентации личности.

    4. Предложен авторский подход к пониманию содержания и предметного поля поня- тия «самопрезентация личности». Разработана структурно-функциональная модель процес- са самопрезентации личности, включающая индивидуально-психологический, социально- диспозищгонный и ситуационньпт компоненты, аргументирована их содержательная напол- ненность, дана обобщенная характеристика.

    5. Развит понятийно-категориальный аппарат концепции самопрезентации личности в рамках теории социальных ролей и концепции диспозиционной регуляции социального поведения, а именно: представлено новое содержание и даны авторские определения таких


понятий, как «самопрезентация личности», «стратегия самопрезентации личности», «такти- ка самопрезентации личности», «самопрезентационная компетентность»; введены новые понятия - проактивная (осознаваемая) и реактивная (неосознаваемая) самопрезентация личности; предложен оригинальный подход к классификации стратегий и тактик самопре- зентации, позволяющий охарактеризовать основные типы коммуникативного поведения че- ловека в разных сферах деятельности.

6. Впервые осуществлен комплексный анализ проблемы осознанности / неосознан- ности субъектом своих самопрезентационных действий; выявлены психологические пред- посылки и определены условия осуществления проактивной и реактивной самопрезентации личности.

7. В ходе эмпирического исследования определены индивидуально-психологические (психофизиологические, личностные), социально-диспозиционные (тендерная и професси- ональная роль, статусная позиция, этнокультурная принадлежность) и ситуационные (зна- чимость цели взаимодействия и объекта самопрезентации, позиционность отношений) фак- торы, детерминирующие процесс самопрезенташ1и личности.

8. На едином теоретическом основании проведена серия исследований по изучению личностных, тендерных, возрастных, профессиональных, социально-статусных и этнокуль- турных особенностей самопрезентации личности; определена их специфика.

9. Выявлена специфика самопрезентации руководителей, обусловленная внутренни- ми и внешними факторами,

10. Теоретически обоснованы предложенные автором практические процедуры и программа видеотренинга эффективной самопрезентации личности для повышения само- презентационной компетентности представителей человеко-ориентированных профессий.

Теоретическая значимость результатов исследования

1. Теоретически и эмпирически обосновано вьщеление самостоятельного научного направления в социальной психологии - социальная психология самопрезентации личности, имеющего собственный предмет изучения и область исследования, структуру и систему по- нятий, методологические основы и методические средства.

2. Разработанная автором структурно-функциональная модель процесса самопрезен- тации личности, позволяющая проанализировать факторы детерминации осознаваемого /неосознаваемого процесса самопрезентации личности, способствует развитию теории со- циальной психологии. Комплексно-системный подход и сопоставление полученных резуль- татов с данными зарубежных и отечественных исследований позволяют по-новому осмыс- лить сложный социально-психологический феномен самопрезентации личности.

3. Феномен самопрезентации личности рассмотрен и проанализирован с позиций теории социальных ролей с привлечением релевантного междисциплинарного знания.

4. Проанализирован и систематизирован накопленный в психологии и смежных об- ластях научного знания опыт изучения самопрезентации личности. Понимание феномена самопрезентации личности как системного и постоянно проявляющегося в процессе обще- ния явления позволило определить новое направление исследова1шй самопрезеитации лич- ности и ее составляющих, на новом теоретическом и методологическом уровне проанализи- ровать детерминанты этого социально-психологического феномена.

5. Существенно расширены теоретические представления о феномене самопрезента- ции личности; дополнены представления о личностных, тендерных, возрастных, професси- ональных и этнокультурных различиях в самопрезентационном поведении; результаты ис- следования вносят вклад в социальную психологию управления впечатлением, теорию ими- джа, психологию профессиональной деятельности.

Праю-цческая значимость результатов исследования

1. Знание особенностей самопрезентации личности позволяет выявить в психологи- ческой практике новые аспекты понимания социального поведения личности как субъекта межличностных отношений.


2. Полученные данные о личностных, тендерных, возрастных, профессиональных, статусных н этнокультурных особенностях самопрезентащ1и могут быть использованы в практической деятельности психологов и специалистов человеко-орнентированных про- фессий при решении задач оптимизации социально-личностных взаимодействий, управлен- ческой деятельности, формирования имиджа руководителей, политиков и общественных деятелей.

3. Предложенная автором обучающая технология формирования индивидуальной самопрезентационной компететности в формате видеотренинта может быть использована в комплексной системе подготовки управленческих кадров специалистов коммуникативных професс1пт в высших учебных заведениях. Разработанная программа видеотренинга эффек- тивной самопрезентации личности может быть применена с целью новышения самопрезен- тационной компетентности в профессиональном и межличностном взаимодействии, легко модифицируется с учетом ситуативного практического запроса, имеет высокую степень ак- туальности для представителей коммуникативных и публичных профессий.

4. Теоретический и эмпирический материал диссертационной работы может суще- ственно дополнить содержание учебных дисциплин по социальной психологии, коммуника- ционному менеджменту, составить основу содержания учебных дисциплин но психологии управления впечатлением, психологии имиджа для студентов и аспирантов факультетов психологии, социологии, журналистики, прикладных коммуникаций и других факультетов высщих учебньгх заведений.

5. Материалы диссертационного исследования могут быть положены в основу тема- тических учебных дисщтлин; практических занятий и тренингов, направленных на повы- щение коммуникативной компетентности, в системе переподготовки и повышения квалифи- кации управленческих кадров.

Достоверность п обоснованность результатов исследования обеспечивается методо- логической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений, внутренней логикой исследования, применением надежных и апробированньк методов, адекватных сущности изучаемого феномена, а также поставленной цели и задачам исследо- вания, репрезентативностью выборки испытуемых, качественной интерпретацией и количе- ственным анализом полученньк данных с использованием методов математической стати- стики.

Лнчный вклад автора в моделирование теоретической и реализацию практической частей исследования состоит в следующем:

- сформирована теоретико-методологическая база исследования, определены и классифицированы основные подходы к исследованию самопрезентации личности как многомерного, многоаспектного социально-психологического феномена, выявлены цели, средства, внутренние и внешние факторы, определяющие выбор стратегий и тактик само- презентации;

- определены этапы и база исследования, последовательность исследовательских процедур;

- сформирована авторская интегративная социально-психологическая концепция самопрезентации лич1юсти, в которой определены и обоснованы содержательные компо- ненты процесса самопрезентащш личности, особенности ее проявления в контексте соци- ально-ролевого взаимодействия;

- на основе интеграшги теоретических и практических материалов из разных отрас- лей гуманитарного знания разработана структурно-функциональная модель процесса само- презентации личности, включающая индивидуально-нсихологический, социально- диспозиционный и ситуационный компоненты, аргументирована их содержательная напол- ненность, дана обобщенная характеристика;

- предложено обоснование вьщеления социальной исихологии самопрезентации личности как самостоятельного научного направления, систематизирован ее понятийно-


категориальный аппарат в рамках теории социальных ролей и концепции диснозиционной регуляции социального поведения;

- проанализированы классификации тактик и стратегий самопрезентации; предло- жена авторская классификация стратегий и тактик самопрезентации личности;

- эмпирически доказана специфика самопрезентации руководителей, представите- лей разных профессиональных групп; проанализированы возрастные и личностные особен- ности самопрезентации женщин и мужчин; этнокультурные особенности самонрезентации личности;

- результаты диссертационного исследования обобщены, проанализированы и ин- терпретированы, сформулированы основные выводы исследования.

Положения, выносимые на защиту

На защиту выносится теоретическое и эмпирическое обоснование рещения крупной научной проблемы в области сощ1ального взаимодействия - выделение социальной психоло- гии самопрезентации личности как самостоятельного направления в социальной психологии.

1. Социальная психология самопрезентации личности - самостоятельное направле- ние в социальной психологии, имеющее собственный предмет изучения и область исследо- вания, структуру и систему понятий, классификации, методологические основы и методиче- ские средства.

2. Интеграция знаний из разных областей гуманитарных наук позволила сформиро- вать в рамках социальной психологии интегративную социально-психологическую концеп- цию самопрезентации личности, которая раскрывается в следующих основных положениях:

- Самопрезентация личности - это социально-психологический феномен, постоянно проявляющийся в поведении человека в ситуациях социального взаимодействия, особенно- сти которого обусловлены совокупностью индивидуально-психологических, социально- диспозиционных и ситуационных факторов.

- Самопрезентация личности представляет собой форму взаимодействия субъекта с социальной средой. Инструментами самопрезентации личности являются средства вер- бального и невербального поведения, оформления внешнего облика и принадлежащих субъ- екту социальных символов.

- Выделяются следующие виды самопрезентации личности: 1)по критерию осо- знанности действий субъекта - осознаваемая (контролируемая) и неосознаваемая (автомати- ческая); 2) по критерию опосредованности — непосредственная (субъект-объектное взаимо- действие) и опосредованная (субъект-обьект-субъектное взаимодействие); 3) по критерию ведущего мотива - ассертивная и защитная; 4) по критерию целенаправленности управле- ния впечатлением - проактивная и реактивная, 5) по критерию длительности осуществле- ния самопрезентационных действий - тактическая и стратегическая.

- Нроактивность и реактивность самопрезентационного поведения, выбор стратегий и тактик самопрезентации зависят от значимости объекта (аудитории) и целей взаимодей- ствия для субъекта самопрезентации. Чем более значимыми являются объект самопрезента- ции и цель взаимодействия для субъекта самопрезентации, тем более осознанными и проак- тивными становятся его самопрезентационные действия, имеющие своей целью - произве- сти нужное впечатление. В ситуациях привычных, рутинных с точки зрения субъекта само- презентации, например, общение в семье, с друзьями, его самопрезентатщонные действия имеют иревалирующе реактивньпт (автоматический) характер, при осуществлении которых субъект не ставит для себя цель произвести на объект самопрезентации определенное впе- чатление и использует привычные паттерны поведения.

- К социально-психологическим детерминантам самопрезентащщ личности отно- сятся цели и ценности, сформированные на индивидуальном (психофизиологические и лич- ностные характеристики, персональный опыт управления впечатлением), социально- диспозиционном (тендерные, профессиональные и другие социальные роли, этнокультурная принадлежность) и ситуационном (значимость целей взаимодействия и объекта самопре- зентации, позищюнностъ отношений) уровнях.


10