- Личностный и социальный фокусы ценностных предпочтений человека влияют на его выбор или отказ от использования определенных тактик самопрезентации личности. Личностно-сфокусированные ценности, поддерживающие стремление личности к матери- альному успеху и индивидуальным социальным достижениям, способствуют ориентации человека на ассертивную стратегию самопрезентационного поведения «самовозвышение» (демонстращ1ю высокой самооценки и доминирования) и выбор ассертивных тактик само- нрезентации, а социально-сфокусированные ценности, направленные на заботу о благопо- лучии других, - препятствуют.
3. Предсгав1ггели разных социальных групп (профессиональных, социально- статусных) имеют характерные особенности самопрезентационного поведения, обусловлен- ные личностными (самомониторинг, самоэффективность, перфекционизм, интеллект, экс- траверсия, уровень агрессивности, нейротизм, мотивация, ценностные предпочтения, про- фессиональное выгорание) и социально-ролевыми (гендерная, профессиональная роль, со- циальный статус) характеристиками.
4. Ценностные предпочтения руководителей ориентированы на личностные дости- жения, что и определяет выбор ассертивных тактик и стратегий самопрезенташ10нного по- ведения, независимо от гендерной дифференциации.
5. Управленческая деятельность формирует определенный стиль самопрезентации руководителя, который зависит от стажа управленческой деятельности, обусловлен профес- сиональной деформацией и проявляется в частом использовании самопрезентационной так- тики «негативная оценка других» и стратегии «силовое влияние».
Эмпирическую базу диссертационной работы составили результаты исследований, проведенных автором лично.
Исследование проводшюсь в несколько этапов в период 2003-2013 гг
На первом этапе формировалась теоретическая база исследования. Проведен анализ психологических, социально-психологических, социально-философских, сощгологических, культурологических, психолингвистических, педагогических научных публикаций по теме исследования, рассмотрена изученность феномена самопрезентации личности в разных от- раслях гуманитарного знания, сформулирована проблема, определены задачи, параметры и понятийный аппарат исследования.
На втором этапе были реализованы теоретическое и практическое исследования лич- ностных, гендерных, возрастных, профессиональных и статусных особенностей самопрезен- тащги, различных аспектов осознания самопрезентационного поведения, разработана класси- фикация стратегий и тактик самопрезентации. Изучалась роль ситуационных факторов.
В ходе третьего этапа осуществлялся сбор и анализ эмпирического материала по особенностям самопрезентации руководителей в процессе управленческой деятельности, изучались имплицитные представления о содержании самопрезентации, влияние внешних и внутренних факторов на самопрезентационное поведение руководителей, этнокультурные особенности самопрезентации личности. Проверялись гипотезы исследования.
На четвертом этапе обобщались и систематизировались результаты исследования, уточнялись теоретические положения. Разработана структурно-функциональная модель процесса самопрезетации личности, сформирована интетративная социально- психологическая котщеиция самопрезентащш личности.
В процессе исследования проанализированы результаты анкетирования и наблюде- ния 1065 человек в возрасте от 18 до 76 лет (табл. 1).
В диссертащ1и представлены материалы 7 эмпирических исследований:
1. Исследование взаимосвязи тактик самопрезентации женщин с возрастом (диапа- зон от 23 до 60 лет). Рассмотрены возрастные особенности предпочтений женщин в выборе ассертивных и защитных самопрезентационных тактик, апробирован методический инстру- ментарий «Шкала тактик самопрезентации» (Lee et al., 1999).
11
Период сбора данных
2003 2004/2005 2004/2005
2004/2005 2003-2006
2011-2012 2012
2012 2013
Объем выборки (чел.)
п=67
(м = 143, ж =158)
(59/78/92/70)
Анализируемые группы (м = 56), (ж = 59);
группы сравнения - (м = 86), (ж = 94),
197
Экспериментальная труппа (п = 63); контрольная группа
(п = 47) п=62
п = 85
(м=57,ж=35) (п=100,п=109)
1065
Общая схема исследования самопрезентации личности с указанием объема и основных характеристик выборок
Тип н характеристика выборки
Группа женщин
Группы мужчин и женщин (дифференциация по возрасту)
Группы представителей разных профессий (публичных/коммуникативных/технических/знаковых)
Группы руководителей-мужчин и руководителей- женщин
Группы мужчин и женщин, не являющихся руководите- лями
Смещанные группы - участники видеотренингов
Смешанные группы студентов 1 курса - участников эксперимента
Группа руководителей
Группа студентов 3 курса
Группа руководителей-мужчин и руководителей- женщин, выделенных из общей выборки руководителей (217 человек) на основании следующих параметров: масштаб руководства, стаж управленческой деятельно- сти, структурный уровень руководства (топ-менеджмент)
Группы студентов (русские, представители народов Се- верного Кавказа)
Общий объем выборки
2. Исследование взаимосвязи тактик самопрезентации с личностными (самооценка образа «Я», мотивация социального одобрения, самомониторинг, биографические особен- ности, интеллект, возраст), психофизиологическими (эксграверсия, нейротизм) и социаль- ными (тендерные и профессиональные роли, социальный статус) характеристиками субъек- та самопрезентации. Изучены аспекты влияштя стиля семейного воспитания в детстве на предпочтение мужчинами и женщинами тактик самопрезентации; определена спешфика самопрезентации руководителей и представителей 4 типов профессий (публичных, комму- никативных, технических и знаковых).
3. Исследование результативности авторского видеотренинга эффективной самопре- зентации личности - оценивалась роль обучающих процедур в формировании самопрезен- тационной компетентности участников. Изучены подходы к обучению/научению навьпсам эффективного самопрезентационного поведения.
4. Исследование взаимосвязи субъективной значимости ситуации и цели социально- го взаимодействия и осознанности/неосознанности самопрезентационного поведения. Экс- периментально изучены значение и характеристики ситуационного контекста для проявле- ния проактивного/реактивного характера процесса самопрезентации личности.
5. Исследование взаимосвязи стратегий самопрезентационного поведения с особен- ностями ситуационного контекста общения (степенью позиционности отношений субъекта самопрезентации с объектом). Изучены особенности использования руководителями и сту-
12
Таблица 1
лептами самопрезентащюнпых стратегий в разных сферах общения (профессиональной и неформальной).
6. Исследование взаимосвязи тактик и стратегий самопрезентащти с внутренними (личностные ценности, самомониторинг, перфекционизм, агрессивность, экстраверсия, мо- тивация достижений, самоэффективность, профессиональное выгорание) и внещними (ме- неджерские комнетенщт, стаж управленческой деятельности) факторами управленческой деятельности. Изучены аспекты проявления профессиональной деформации менеджера в самопрезентационном поведении.
7. Исследование взаимосвязи тактик и стратегий самопрезентации с этнокультурны- ми (этническая принадлежность, регион нроживан1и) и личностными факторами (базовые ценности, самомониторинг). Оценивалась роль личностно-сфокусированных и социально- сфокусированных ценностей в выборе тактик и стратегий самопрезентации, выявлялись универсальные культурные факторы самопрезентационного поведения.
Апробацня II внедренне результатов исследования. Результаты и основные поло- жения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), на заседаниях кафедры организационного поведения и управления персоналом Высшей щколы менеджмента СПбГУ и были представлены автором на российских и меж- дународных научных и научно-практических конференциях и симпозиумах, например, та- ких как: Международная научно-практическая конференш1я «Индивидуальность и обуче- ние» (Москва, 2004); Международная научно-практическая конференция «Женщины и ли- дерство» (Санкт-Петербург, 2010); Международный симпозиум «Имиджелогия» (Москва, 2004, 2005, 2006); Международная конференция «Женщины, меняющие мир» (Санкт- Петербург, 2009, 2011); Международная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы социально-экономического развития Северо-Запада России» (Выборг, 2013); Всероссийская научная конференция «Психология самоопределения личности и групп: ис- тория, современное состояние и тенденции развития» (Москва, 2013); Всероссийская науч- ная конференция «Человек, субъект, личность в современной психологии» (Москва, 2013); Третья Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная психология малых групп» (Москва, 2013), Всероссийская научно-практическая конференция «Мир, личность, информация: перспективы междисциплинарньтх исследований» (Санкт-Петербург, 2013); Пятая Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическая культура и пси- хологическое здоровье в современном российском образовании» (Барнаул, 2013); Междуна- родная научно-практическая конференция «Возрасты образования: социальное и личност- ное измерения» (Москва, 2013); XI Международный симпозиум по имиджелогии «Занад- Восток: имиджевый диалог» (Берлин, 2013); Всероссийская научно-практическая конфе- реьщия «Мир, личность, шформация: перспективы междисциплинарных исследований» (Санкт-Петербург, 2014); IV Всероссийская научно-практическая конференция «Интегра- тивный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» (Санкт- Петербург, 2014).
Теоретические и прикладные аспекты диссертационного исследования были исполь- зованы автором в процессе подготовки и преподавания ряда учебных дисциплин на основ- ных и дополнительных образовательных программах по направлению «Менеджмент», реа- лизуемых в Высшей школе менеджмента СПбГУ, например, таких как «Деловые коммуни- кации» (программа бакалавриата), «Коммуникативные навыки менеджера» и «Управление коммуникациями в организации социальной сферы» (Президентская программа, программа ЕМВА), а также на программах повышения квалификации для руководителей организаций и муниципальных образований, бюджетных учреждений (Санкт-Петербург, 2005-2014 гг.). Результаты исследования были учтены при разработке дополнительной образовательной программы по формированию позитивного имиджа руководителей в сфере государственно- го и муниципального управления, при разработке и внедрении авторских программ и мастер-классов «Эффективная самопрезентащш руководтеля органа власти», «Психоло-
13
гия имиджа» в образовательный процесс Российской академии народного хозяйства и госу- дарственной службы при Президенте Российской Федерации. Рекомендашш автора приме- нялись в деятельности Комитета по местному самоуправлению, межнациональным и меж- конфессиональным вопросам Правительства Ленинградской области (2008-2012 гг.).
Основные результаты теоретических и прикладных исследований публиковались ав- тором на протяжении последних 10 лег (2004-2014 гг.). За этот период по теме диссертаци- онного исследования опубликовано 34 работы, в том числе монография, главы в учебных пособиях и коллективной монографии, 30 статей в научных журналах и сборниках, из них
15 - в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК для публикации основных результатов диссертационных исследований. Объем принадлежащих лично автору опубликованных ма- териалов составляет 41,3 п.л.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух разделов, включающих пять глав, заключения, выводов, списка литературы, приложений. Общий объ- ем работы - 425 страниц. В тексте диссертации представлены 55 таблиц, 29 рисунков. Спи- сок литературы включает 577 наименований, из них 322 - на иностранных языках.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, про- анализирована степень ее разработанности, определены объект и предмет исследования, цель и задачи, гипотезы и методы исследования, сформулированы научная новизна, теоре- тическая и практическая значимость работы, основные положения, выносимые на защиту, раскрыты теоретико-методологические основания диссертационного исследования.
ЧАСТЬ 1 «Теоретико-методологические основы исследования самопрезентации личности» содержит две главы, раскрывающие проблему самопрезеитации личности в пси- хологии посредством анализа теоретических и практических подходов к пониманию само- презентации личности в разных отраслях гуманитарного научного знания, рассматриваю- щих ее модели и классификации во всем их многообразии.
В первой главе «Теоретические подходы к исследованию самопрезеитации лич- ности», в параграфе 1.1 «Феномен самопрезентации личности как объект познания» представлен анализ исследовательских подходов к изучению самопрезентации личности, раскрывается основное феноменологическое поле социальной психологии самопрезентации личности. Анализируются и сопоставляются такие категории самопрезентации, как дея- тельность/активность, процесс, поведение, способ, способность, средство, а также соот- нощение понятия самопрезентация с такими понятиями, как самопредъявление, самопода- ча, самораскрытие и самовыражение. Несмотря на то, что исследование самопрезентащш личности как важной и значимой темы в социальной психологии началось еще в 70-е гг. XX в. и активно развивается, в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии по-прежнему нет единой точки зрения относительно понятия «самопрезентация личности» и классификации ее видов.
Сформулировано авторское определение самопрезеитации личности как в разной мере осознаваемый, с учетом специфики социачьной ситуации, и постоянно осуи/ествляе- мый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Я-информации в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезеитации.
Отмечено, что самопрезентация личности является общей, фундаментальной харак- теристикой социалыюго поведения, принимающей как осознаваемый, так и неосознавае мый характер, и представляет собой целостную систему взаимосвязанных компонентов, со держание которых определяется наличием и характеристиками субъект-объектного взаи модействия, осознанного в разной степени, а также особенностями личности и сшуации В связи с этим щироко распространенное отождествление понятий «самопрезентащш)
14
и «управление впечатлением» представляется неправомерным, так как, на наш взгляд, осо- знаваемая самопрезентация личности является средством управления впечатлением.
Феномен самопрезентации личности проявляется в каждой ситуации социального взаимодействия, в условиях социально-ролевого контекста, включающего в себя три неотъ- емлемые составляющие: субъект самопрезентации (индивид), объект самопрезентации (це- левая аудитория - индивид или группа) и социальная (ролевая) ситуация (рис. 1).
ми • Ситуация ролевого взаимодействия
Рис. I. Схема осуществления непосредственной самопрезентации личности в процессе межличностного взаимодействия (Пикулёва, 2004)
Действия субъекта самопрезентации можно представить в виде алгоритма:
1. Анализ и оценка социальной ситуации и целевой аудитории (объекта самопрезен- тации), на которую направлен процесс самопрезентации, оценка их значимости, прогнози-
рование реакций целевой аудитории.
2. Формирование стратегии вербального и невербального самопрезентационного по-
ведения в соответствии с целями социального взаимодействия и социальным фоном само- презентации (местом, характером роли, культурными нормами и др.); осуществление пове- денческих действий.
3. Контроль и корректировка поведенческих действий (в разной степени осознания) в соответствии с ситуацией и реакциями целевой аудитории.
Обязательным условием осуществления самопрезентации личности является соци- альная ситуация, специфика которой - это важнейший фактор, определяющий степень контроля над производимым впечатлением, планирование самопрезентационных действий и прогнозирование реакций аудитории субъектом самопрезентации и влияющий на особен- ности его самопрезентационного поведения, и главное, на осознанность его самопрезента- ционных действий. Как правило, социальная ситуация является ролевой, и субъект само- презентации часто имеет определенные самопрезентационные сценарии - поведенческие паттерны к определенным ролям, исполняемым им. В основе таких сценариев лежат уста- новки, обусловленные личностными особенностями и ролевыми ожиданиями, и в зависи- мости от того, насколько знакома и привьтна социальная ситуация для человека, его само- презентационные сценарии используются им автоматически (реактивно) или осознанно (проактивно).
15
Представленные алгоритм и схема действий субъекта самонрезентации позволяют идентифвдировать основные механизмы самопрезентации личности - это оценка значимо- сти ситуации и целей взаимодействия, прогнозирование реакций целевой аудитории, реак- ция целевой аудитории, рефлексия реакций целевой аудитории, корректировка субъектом самопрезентации последующих поведенческих действий.
Для уточнения содержательных компонентов процесса самопрезентации рассмотре- но соотношение понятия самопрезентация с такими понятиями, как самопредьявление, самоподача, самораскрытие, самовыражение. Отмечается, что термины «самопредъявле- ние» и «самоподача», использующиеся только в отечественных источниках, являются про- изводными от перевода с английского языка на русский термина self-presentation. Ряд авто- ров указывают на негативный оттенок термина «самопрезентация», в связи с чем предлага- ют использовать термины-синонимы - самоподача и самопредъявление. Большинство ис- следователей рассматривают самопрезентащ1ю, самораскрытие и самовьфажение как меха- низмы личностной регуляции и отмечают, что самораскрьггие и самопрезентация чаще все- го описываются с помощью таких шкал, как «внутреннее - внешнее», «намеренное - спон- танное», «поверхностное - глубокое», «осознанное - неосознанное».
Проведенный анализ н ^ н ь к публикаций из разных отраслей гуманитарного знания позволяет сделать следующие выводы:
1. Все социальные взаимодействия в обществе могут быть рассмотрены с точки зре- ния самопрезентации личности.
2. Самопрезентация личности является процессом постоянного предъявления Я-информации в межличностном взаимодействии, независимо от осознаваемости субьектом самопрезентации своих поведенческих действий.
3. Самопрезентация личности представляет собой форму взаимодействия субъекта с социальной средой, осуществляемого в условиях сош1ального контекста (субъект само- презентащш, объект самопрезентации и социальная (ролевая) ситуация). Инструментами самопрезентации личности являются средства вербального и невербального поведения, оформления внешнего облика и принадлежащих субъекту социальных символов.
4. Понятия «самопредъявление», «самоподача» и «самопрезентация» характеризуют внешнее проявление «Я», являются тождественными и могут быть использованы в качестве терминов-синонимов. Представляется обоснованным использовать в научной лексике тер- мин «самопрезентация личности», не сужая рамки его использования только специфической манипулятивной деятельностью в определенных ситуациях.
5. Понятия «самораскрытие» и «самовыражение» характеризуют проявление внут- реннего «Я» и могут выступать в качестве самостоятельных терминов, раскрывающих внут- реннюю сущность субъекта самопрезентации.
Особое внимание при рассмотрении теоретических подходов к изучению самопре- зентации уделено анализу современных тенденций в зарубежных и отечественных научных исследованиях гуманитарной направленности (параграфы 1.2 «Зарубежные исследования феномена самопрезентации» и 1.3 «Отечественные исследования феномена самопре- зентации»).
Проблематика управления впечатлением рассматривается как одна из центральных в современной социальной психологии. Начало изучению самопрезенташ1и положили рабо- ты, выполненные в области исследований социальной «драматургии» социологом И. Пэффманом (Goffinan, 1955, 1957, 1959), развившим идеи интеракционизма. Представлен анализ его ранних работ, не известных широкому кругу, и отмечено, что, в отличие от ряда более поздних исследователей самопрезентации, таких как М. Снайдер (Snyder, 1982), Э. Джонс (Jones, 1964), А. Басс и С. Бриггс (Buss, Briggs, 1984), считающих, что самопре- зентация происходит только в спеш|фических условиях и используется только определен- ным типом людей, И. Гоффман является сторонником расширенного подхода к трактовке самопрезентации и управления впечатлением, рассматривая самопрезентацию как общую особенность социа1ьного поведения.
16
Большинство зарубежных исследований в области самопрезентации и управления впечатлением принадлежат северо-американской научной т ю л е и, как правило, носят прикладной характер. Наиболее активно феномен управления впечатлением изучается в рамках теории организационного поведения, начиная с 1970-х гг, когда появились первые работы по исследованшо поведения кандидатов при устройстве на работу и работников вситуащ1ях профессиональных коммуникаций (Snyder, 1974, 1987; Wicklund, 1975 Baumeister, 1982, 1999; Gilmore, Fen-is, 1989; Fletcher, 1990; Kacmar, Delcry, Ferris, 1992 Stevens, Kristof, 1995; Howard, Fcnis, 1996; Kacmar, Carlson, 1999; Ellis etal., 2002 Kristof-Brown, Barrick, Franke, 2002; Higgins, Judge, 2004; Ban-ick, Shaffer, DeGrassi, 2009 и многие другие).
Зарубежные исследователи рассматривают теоретические положения о феномене са- мопрезенташш через призму ролевого взаимодействия (Е. Goilman, В. Schlenker, M. Weigold и др.); через прихчу самосознания и саморефлексии (М. Snyder, D. Kendzierski, T. Monson, J. Simpson, E. Тапке, E. Berscheid, P. Glick, S. Gangestad, A. Fenigstein, M. Scheier, A. Buss и др.); через призму трансактного анализа (Э. Берн, Р. Шмидт и др.); через призму тактик и стратегий поведения (G.R. Ferris, D. Treadway, R. Kolodinsky, W.A. Hochwarter, C.J. Kacmar, C. Douglas, D. Frink, K.M. Kacmar, K.J. Harris, B.G. Nagy, M.C. Bolino, W.H. Turnley, S.-J. Lee, B. Quigley, M. Nesler, A. Corbett, J. Tedeschi и др.).
Зарубежные исследователи являются пионерами в разработке классификащгй само- презентации, вьщелении тактик и стратегий самопрезентационного поведения. Большин- ство зарубежных исследований последних лет в области непосредственной самопрезента- ции и ее тактик (Bolino, Tumley, 2001; Ferris, Treadway, Kolodinsky, Hochwarter, Kacmar, Douglas, Frink, 2005; Kacmar, Harris, Nagy, 2007 и др.) базируются на двух психодиагности- ческих методиках измерения тактик самопрезентации, каждая из которых имеет в своей ос- нове авторскую классификацию стратегий и/или тактик самопрезентацпи. Так, шкаю управления впечатлением М. Болино и В. Тернлей (Impression Management Scale; Bolino, Tumley, 1999), часто используемая в эмпирических исследованиях, основана на классифи- кации пяти стратегий самопрезентации, предложенной Э. Джонсом и Т. Питтманом (Jones, Pittman, 1982), а не менее популярная в исследованиях последних лет шкала тактик само- презентации С.-Ж.Ли с соавторами (Self-Presentation Tactics Scale; Lee, Quigley, Nesler, Corbett, Tedeschi, 1999) - на авторской классификащш двенадцати самопрезентационных такпж двух типов - ассертивного и защитного.
В р а з в т и е темы влияния личностных особенностей на самопрезентацию рас- смотрен ряд зарубежных исследований, обьектом которых являются оригинальные свойства личности. Так, изучалась связь меркантильности с защитным и ассертивным типами само- презенгации (Higgins, 1997; Higgins, Friedman, Harlow, Idson, Ayduk, Taylor, 2001; Christo- pher, Morgan, Marek, Kellerand, Drummond, 2005; Christopher, Lasane, Troisi, Park, 2007); предпочтения людей, характеризующихся прокрастинацией (procrastination) - «отложением дел на завтра», в выборе тактик самопрезентащш (Ferrari, Diaz-Morales, 2007); а также связь типа самопрезентации с чувством юмора, в том числе с гелотофобией, гелотофилией и ката- геластицизмом (Renner, Heydasch, 2010).
В начале XXI в. сформировался новый фокус исследований самопрезентации - изу- чение ее особенностей в процессе интернет-общения, а также резко возросла актуальность исследований кросс-культурных различий в самопрезентационном поведении.
Проведенный автором анализ работ отечественных исследователей позволяет сделать вывод о том, что понятия «самопрезентация», «тактики самопрезентации» и «стра- тегии самопрезентацни» до недавнего времени не использовались в отечественной научной лексике, а термин «самопрезентация личности» практически не представлен в понятийном аппарате отечественной психологической науки. Феномен самопрезентацин личности стал предметом самостоятельных исследований отечестве1шых психологов (Л.К. Аверченко, Н.В. Амяга, М.В. Бородина, О.А. Герасимова, Е.М. Зимачева, Е.В. Зинченко, ТВ. Климова, Е.И. Коробко, Ю.П. Кошелева, Ю.С. Крижанская, Е.В. Кузнецова, Е.В. Михайлова,
17
Е.П. Никитин, Е.Б. Перелыгина, O.A. Пикулёва, Е.А. Соколова-Бауш, H.A. Федорова, Н.Е. Харламенкова, В.В. Хороших, И.П. Шкуратова и др.) только в конце 1990-х гг. Отечественные исследователи активно изучают содержательные характеристики не только вербальных, но и невербальных средств самопрезентации, ввели понятие визуальной салю- подачи образа «Я» в общеншт (Петрова, 2000; Котлярова, 2001; Варданян, 2003; Петрова, 2004 и др.).
Необходимо отметить, что рассматриваемый нами феномен привлекает внимание не только психологов, но и специалистов в области культурологии, культурантропологии (С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская, Т.Г. Грушевицкая, В.П. Зинченко, Л.Б. Зубанова, Г.Е. Крейдлин, К. Фокс, A.B. Чистяков и др.); психолингвистики, лингвокультурологии, этнолингвистики (Е.Ю. Артемьева, Н.Г. Асмус, М. Бергельсон, Т.Ю. Виноградова, E.H. Галичкина, Н.Л. Грейдина, H.A. Зачесова, В.И. Карасик, Л И. Картелёва, ТА. Кубрак, Е.И. Морозова, Н.Г. Новицкая, Е.С. Романова, С.Г. Тер-Миносова, Н.И. Формановская, и др.); социологии (Т.Е. Ерохина, М.М. Иванов, Д.И. Кутюгин, В В. Латынов, Е.Ю. Мещеркина, Ю.В. Чекалова и др.); социальной философии (П. Бергер, Е.В. Грязнова, Р.Н. Дождикова, З.С. Завьялова, О.В. Кожевникова, H.A. Кононенко, Т. Лукман, И.А. Останенко, К.В. Храмова, З.Н. Шавалеева и др.).
В настоящее время доминирующую позшщю занимают когнитивные и поведенче- ски-ориентированные подходы к изучению самопрезентации личности, фокусирующиеся, прежде всего, на влиянии ситуащюнных факторов.
В параграфе 1.4 «Классификация теоретических подходов к изучению самопре- зентацни личности» систематизированы подходы к изучению самопрезентации личности, выделены основания для их дифференвд1аш1и и системной интеграции, проанализирована динамика взглядов на природу самопрезентации. Подчеркивается, что полномасштабный анализ сложного и многомерного феномена самопрезентации личности невозможно прове- сти, ограничиваясь рамками какого-либо одного научного направления. Представляется це- лесообразным взглянуть на феномен не только через призму психологических исследова- ний, но и через призму исследований, относящихся к разным отраслям гуманитарного зна- ния: социальной философии, культурологии, психолингвистике, социологии, культурантро- пологии и педагогике. Это позволит расширить представления о феномене самопрезентации личности и системно интегрировать их. Вслед за И.П. Шкуратовой (2009), рассмотревшей социологические и психологические направлештя, мы проанализировали психолингвисти- ческие, социально-философские, культурантропологические, педагогические исследования и расширили перечень подходов, в рамках которых осуществляются активные исследования по изучению особенностей самопрезентации (табл. 2).
Анализ подходов к изучению самопрезентации личности позволяет заключить, что, несмотря на некоторые различия в описании ее содержания, касающиеся природы возник- новения (неизбежность, вероятность) и пусковых механизмов (внешние или внутренние факторы), подходы несут в себе единое психологическое содержание. Многочисленность и разноплановость подходов свидетельствуют о важном научном и прикладном значении феномена самопрезентации личности, но не означают завершенности его понимания и исследования. На наш взгляд, необходима конкретизация с точки зрения психологии как самого понятия «самопрезентащтя личности», так и его составляющих, для чего представ- ляется возможным объединить ключевые концептуальные положения каждого из вышена- званных подходов в единой научной плоскости, системообразующим «фундаментом» кото- рой по праву может считаться социальная психология.
Интеграция знаний позволит сформировать стройную систему понятий, выявить социально-психологические детерминанты феномена самопрезентации личности и выде- лить социальную психологию саиопрезентации личности в самостоятельное научное направление.
18
Подход
1. Пнтеракционистскмй (социологический) подход
2. Коммуникативный (пспхосемпотическин) подход
3. Соцпоперцептнвпый подход
Основные теоретические подходы
к изучению самопрезентации личности
Содержание
Основан на анализе поведения участников социального взаимодей- ствия и механизмах воздействия друг на друга. Подход является доми- нирующим, так как именно на основе исследований в рамках теории символического интеракционизма И. Гоффман (Оо1Гтап, 1959) разра- ботал основы концепции самопрезентации.
Ключевые попятия: ситуация взаимодействия, роли, стратегии само- презентации, средства создания образа, механизмы социального влияния Основан на анализе самопрезентации как процесса передачи и вос- приятия информации. Ряд исследователей определяют подход как психосемиотический, поскольку в его рамках рассматривается симво- лическая сторона самопрезентации.
Ключевые понятия: знаки, символы, адресант, код, референт, адресат Направлен на изучение механизмов формирования предъявляемых образов и их восприятия аудиторией. В процессе самопрезентации личности возникает ряд образов:
- система Я-образов, которые составляют основу Я-концепции каждо-
го человека (его телесное, эмоциональное, социальное и прочие Я) и выступают в качестве главных детерминант формирования предъ- являемого образа;
- желаемый образ, который хотел бы предъявить субъект самопрезен- тации;
- предъявленный образ, который основывается на всех предшеству- ющих образах, но обусловлен возможностями и обстоятельствами ситуации его предъявления;
- образ, который бьш воспринят аудиторией, исходя из характеристик самой аудитории.
Ключевые понятия: Я-концепция, идентичность, зеркальные Я, со- циальные ожидания, публичное Я, приватное Я, искренняя и ложная самопрезентация
Направлен на выявление и анализ различий между представителями разных культур и национальностей в их самопрезентации. Кросс- культурные исследования свидетельствуют о том, что культура накла- дывает существенные ограничения как на содержание предъявляемого образа, так и на стратегию самопрезентации личности.
Ключевые понятия: культурные традиции самопрезентации, нацио- нальный этикет, нормы вежливости, культурный шок, аккультурация, типы культур
Направлен на выявление тендерных различий в самопрезентации лич- ности. Подход возник в связи с накоплением большого массива дан- ных в психологии, психолингвистике и социологии, свидетельствую- щих 0 наличии существенных различий в содержании и форме пове- дения мужчин и женщин.
Ключевые понятия: репрезентация пола, тендер, гендерлект, феми- нинность, маскулинность
Изучает влияние личностных особенностей субъекта самопрезентации на процесс и результат управления создаваемым о себе впечатлением. В рамках данного подхода предприняты попытки описать наиболее характерные личностные типы, отличающиеся определенным устой- чивым стилем самопрезентации.
Ключевые понятия: самомониторинг, демонстративное поведение, индивидуальный стиль самопрезентации, эпатажная личность
4. Культурологический подход
5. Тендерный подход
6. Пнднвндуально- лнчностный подход
19
Таблица 2