Подходы Личностные
Ситуацион- ные
Содержание
Самопрезентация обусловлена личностными характеристиками субъекта самопрезентации, связанными со склонностью субъ- екта управлять впечатлением о себе:
- объективное самосознание;
- публичное самосознание;
- самомониторинг
Самопрезентация обусловлена ситуационными факторами:
- степень знакомства с целевой аудиторией;
- длительность общения;
- зависимость от окружения;
- значимость ситуации для субъекта самопрезентации;
- степень публичности;
- значимость целей взаимодействия для субъекта самопрезен-
тации;
- нормы и правила взаимодействия, принятые в данной куль-
туре или социальной группе
Авторы
Wicklund, 1975; Fenigstein, 1987; Snyder, 1987; Miller, Thayer, 1988
Levin, 1935; Wicklund, 1975; Leary, Kowalski,
1990;
Leary, Nezlek, Downs, Radford- Davenport, Martin, McMullen, 1994; Schlenker, Wowra, 2003
Очевидно, что в рамках каждой пз перечисленных выше групп подходов (см. табл. 3) рассматриваются отдельные аспекты феномена самопрезентации личности, при этом не предлагается какой-либо общей схемы или структуры его анализа. Отмечено, что для изуче- ния феномена самопрезентации необходимо применять комплексный подход и исследовать особешюсти влияния всех внешних и внутренних факторов на рассматриваемый феномен в их целостном взаимодействии, принимая во внимание то, что детерминация самопрезен- тационного поведення обусловлена совокупностью факторов (индивидуально- психологических, социально-диспозщионных и ситуационных).
Во второй главе «Самопрезентация личности в социальмон пснхологип: модели и классификации» представлен анализ моделей и классификаций самопрезентации лично- сти в социальной психологии. Социально-психологический феномен самопрезентации лич- ности рассматривается в различных его проявлениях. Проанализированы виды, типы, так- тики и стратегии самопрезентации, представлены авторские определения тактики и страте- гии самопрезентации, проанализированы осознаваемая/неосознаваемая самопрезентация личности, непосредственная/опосредованная самопрезентация личности, самопрезентация личности в пространстве интернет-коммуникащ1Й. Самопрезентация личности рассматрива- ется как средство уттравления впечатлением.
В параграфе 2.1 «Классификации видов, типов, тактик и стратегий самопрезен- тацин личности» представлен обзор классификаций видов, типов, стратегий и тактик са- мопрезентащти, основанный на анализе публикаций зарубежных и отечественных исследо- вателей. В первую очередь были проанализированы критерии дифференциации видов само- презентации (табл. 4).
Основные виды самопрезентации личности
Виды самопрезентацнн личности
Вербальная и невербальная
Критерий
Форма выражения Цель
Глубина, широта проявления
Стремление получить социальное «Восприимчивая»
одобрение или избежать значи-
(acquisitive) и защитная
(pro- мых потерь в социальном одобре-
tective)
нии
Авторы
Тейлор, Пипло, Сиро (Teilor, Pipío, Sirs), 2004
Петрова, 2001
Петрова, 2004
Berglas, Jones, 1978;
Arkin, Appelman, Burger, 1980; Schlenker, Weigold, 1992; Rosenfeld, Giacalone, Riordan, 2002
Манипулятивная
и неманипулятивная Полная и неполная
21
Таблица 4
Виды самопрезентащш личности
Осознаваемая(контролируе- мая) и неосознаваемая(авто- матическая) Непосредственная(субъект- объектное взаимодействие) и опосредованная(субъект- объект-субъектное взаимо- действие)
Прямая и косвенная Ассертивная
(assertive) и защитная
(defensive) Проактивная и реактивная
Авторы
Goffman, 1959;
Schlenker, Weigold, 1992; Schlenker, 2000,2003 Хороших, 2001
Cialdini, Borden, Thome, Walker, Freeman, Sloan, 1976
Tedeschi, Lindskold, 1976; Tedeschi, Norman, 1985;
Lee, Quigley, Nesler, Corbett, Tedeschi, 1999
Пикулёва, 2004
Наиболее распространенной классификащтей типов самопрезентации личности явля- ется разделение на ассертивный
(assertive) и защитный
(defensive) типы (Tedeschi, Lind- skold, 1976; Tedeschi, Norman, 1985). Под ассертивным типом самопрезентации понимается поведение, направленное на создание новой идентичности в глазах окружающих, защитная же самопрезентация подразумевает действия, направленные на воссоздание положительной идентичности или на изменение уже существующей негативной идентичности. Группа ис- следователей под руководством С.-Ж. Ли (Lee et al., 1999) на основе классификации типов самопрезентации предложили классификацию, в которой вьщелены 12 тактик самопрезен- тации. Исследователи полагают, что и для управления впечатлением, и для самопрезентации используются одни и те же тактики. Только в ситуации управления впечатлением выбор са- мопрезентационных тактик осуществляется человеком более осознанно. Такой же точки зрения придерживаются исследователи М. Лири и Р. Ковальски (Leary, Kowalski, 1990,
1993). Теоретическая и практическая значимость выщеназванной классификации заключа- ется в том, что ее авторы на основе обобщения концегттуальных положений, опубликован- ных в работах других исследователей, ранее изучавших процесс самопрезентации, разрабо- тали шкалу тактик самопрезентащш (адаптированную позднее в наших исследованиях).
В параграфе 2.1 констатируются расхождения и пересечения в трактовке разными ав- торами таких понятий, как виды, типы, стратегии и тактики самопрезентации.
На основании анализа представлений о стратегическом и тактическом коммуника- тивном поведении и о сути тактик и стратегий самопрезентации сформулированы авторские определения тактики и стратегии самопрезентации.
Тактика самопрезентации - это краткосрочный поведенческий акт субьекта ca^ю- презентащш, включающий в себя совокупность приемов вербального и невербального по- ведения, направленный на формирование у объекта самопрезентации желаемого впечатле- ния о субъекте самопрезентации, необходимого для определенных краткосрочных целей.
Критерий
Осознанность действий субъекта самопрезентации
Опосредованность
Способ предъявления информа- ции
Стремление субъекта к формиро- ванию новой идентичности
в восприятии объео-а/избеганию нежелательных изменений иден- тичности
Целенаправленность управления впечатлением (актив- ность/пассивность самопрезента- ционных действий субъекта са- мопрезентации)
Сочетание ведущего мотива
и степени активности поведения
Продолжительность осуществле- Тактическая и стратегическая Tedeschi, Melburg, 1984 ния самопрезентационных дей-
ствий
Ассертивная, агрессивная,
Schütz, 1997, 1998
защитная, оправдывающаяся
22
Стратегия самопрезентации - это в разной мере осознаваемое и планируемое поведение субъекта самопрезентации, направленное на формирование у объекта самопре- зентащш желаемого субъектом впечатления с учетом долгосрочных идентичностей, осио- ванное на определенных тактиках самопрезентации.
Исходя из определений тактиют и стратегии, представляется возможным распределить тактики самопрезентации по определенным группам - стратегиям самопрезентации. В табл. 5 представлены защетные и ассертивные тактики самопрезентации (по классификации С.-Ж. Ли и соавторов (Lee etal., 1999), распределенные нами на группы и соотнесенные с определенными стратегиями самопрезентации. При этом нами предпринята попытка адап- тировать содержательные характеристики каждой из 12 тактик самопрезентации примени- тельно к контексту российской культуры.
Стратегии Тактики самопрезентации (5) самопрезентации (12)
Содержательная характеристика тактики самопрезентации
I. вербальные заявления, отрицающие ответствен- ность за негативные поступки или события
(по типу «Я этого не делал»)
2. вербальное объяснение причин поведения прежде, чем затруднительное или неприятное положение произойдет (для предотвращения обвинений)
3. ссылка на внешние препятствия/помехи как при- чины своих неудач для того, чтобы предотвратить формирование негативного впечатления о субъек- те у объекта самопрезентации (обычно ссылки на слабое здоровье, болезни, чрезмерные обще- ственные нагрузки как причины неудач)
4. действия и поступки, направленные на получение симпатии объекта самопрезентации к субъекту, часто с целью получения определенной выгоды (может принимать форму лести, конформности мнений, возвышения других, оказания услуг, пре- поднесения подарков)
1. Уклонение
(стратегия вьщеле- на по признаку «уход от ответ- ственности и избе- гание решитель- ных действий»)
2. Аттрактивное по-
ведение - ингра-
циация (стратегия
выделена по при-
знаку «поведение,
вызывающее бла-
гоприятное впечат- 5. извинение (3) ление 0 субъекте
Стратегии и тактики самопрезенташга личности
1. оправдание с отрица- н и е м ответственно- сти (3)
2. оггречение (3)
3. препятствование са- мому себе (3)
4. желание понравиться (А)
с а м о п р е з е н т а ц и и » )
3. Самовозвышенне
(стратегия вьщеле-
на по признаку
«демонстрация вы- 8. преувеличение своих сокой самооценки достижений (А)
и доминнрования»)
5.
6.
7.
признание ответственности за нанесенную обиду, вред или за негативные поступки, выражение рас- каяния и вины (часто оценивается как норма веж- ливости)
поведение, предъявляемое субъектом как мораль- но ценное и имеющее привлекательность с целью получения от окружающих признания, уважения, подражания и/или восхищения (обычно принци- пиальность в вопросах нравственности, самоот- верженное отношение к работе и т. д., героизм - высшая форма проявления этой тактики)
заяш1ения субъекта об ответственности и доверии за позитивные достижения (сообщения о своих достоинствах, успехах, прошлых достижениях)
6. пример для подража- ния (А)
7. сообщение о своих достижениях(А)
8. убеждение субъектом других, что результаты его деятельности и поведения более позитивны, чем они могут быть определены в действительности
23
Таблица 5
Стратегии самопрезентацни (5)
4. Самопрннпжение
(стратегия вьщеле- на по признаку «демонстрация слабости»)
5. Силовое влияние (стратегия выделе- на по признаку «демонстрация си- лы и статуса»)
Тактики самопрезеитации (12)
9. оправдание с приня- тием ответственности (3)
10. просьба/мольба (А)
И. запугивание (А)
12. негативная оценка других (А)
Содержательная характеристика тактики самопрезентацпн
9. приведение оправдывающих и одобряемых дру- гими причин для объяснения негативного поведе- ния и принятие ответственности за него (по типу «на моем месте вы сделали бы то же самое»)
10. демонстрация субьектом собственной беспо- мощности, слабости и зависимости в целях по- лучения помощи
11. высказывание угроз с целью возбуждения страха у объекта самопрезентации (тактика использует- ся для проектирования тождественности субьек- та как кого-то, кто силен и опасен)
12. высказывание субьештзм негативных и критиче- ских оценок в адрес других людей или групп,
с которыми эти люди ассоциируются
Примечание: (3) - тактика защитного типа самопрезентации; (А) - тактика ассертивного типа самопрезентации.
Источник: [Пикулёва, 2004].
Основанием для дифференциащш стратегий самопрезентации послужили характер- ные особенности поведения людей, проявляющих стремление получить социальное одобре- ние или избежать значимых потерь в социальном одобрении (Berglas, Jones, 1978; Arkin, Appelman, Burger, 1980; Schlenker, 1992, 2003; Rosenfeld, Giacalone, Riordan, 2002 и др.). Стратегии «аттрактивное поведение», «самовозвьппение» и «силовое влияние» имеют, в ос- новном, проактивный характер и направлены на получение одобрения окружающих, страте- гии же «уклонение» и «самопргаижение» обычно используются человеком реактивно, что- бы предотвратить формирование негативного впечатления о себе. Необходимо отметить, что тактика «просьба/мольба», включенная нами в стратегию «самоприиижение», характеризу- ется своеобразием своего проявления и некоторой противоречивостью. Больщинство зару- бежных исследователей наделяют эту тактику ассертивными свойствами, опираясь на целе- направленную проактивность поведения субьекта самопрезеитации (для достижения цели субъект совершает активные действия). Противоречивость, на наш взгляд, заключается в несоответствии обьщенного для российской культуры восприятия понятий «ассертив- ность» и «самопринижение». Полагая, что стратегия «самопринижение» и тактика «прось- ба/мольба» в общении носят чаще всего манипулятивный характер, мы не стали менять принадлежность данной тактики принятому в психологической литературе типу самопре- зентации.
Исследования, проведенные автором на российской выборке с использованием адап- тированной шкшты С.-Ж. Ли и соавторов (Lee et al., 1999), показали, что:
1)в процессе самопрезентации, независимо от степени осознания своих поведенче- ских действий, человек использует, как правило, практически весь спектр тактик и стратегий;
2) предпочтение тем или иным тактикам отдается в зависимости от социального контек- ста, личностных особенностей, а также целей и задач, обусловленных в основном социальным статусом и профессиональной деятельностью субьекта самопрезенташш.
Параграф 2.2 «Средства самопрезентации личности» содержит описание и анализ вербальных и невербальных средств самопрезенташм личности.
Невербальные средства подразделяются на четыре основные группы личностных сигналов по критерию «орган восприятия» - визуальные, акустические, тактильные и ольфакторные (табл. 6).
24
Группа сигналов Визуальные
Акустические
Тактильные Ольфакторные
Невербальные средства самопрезентации личности
Внешьше признаки (пол, возраст, национальность, особенности внешности и ее оформления (одежда, прическа, аксессуары)); предметы - символы социального статуса, принадлежащие субъ- екту; кинетика (движение рук, головы, ног, туловища, походка), поза (осанка, посадка головы); проксемика (организация про- странства); выражение лица и глаз, визуальные контакты, кожные реакции (покраснение, побледнение, потение)
Паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональ- ность); экстралингвистические (паузы, смех, кашель, вздохи)
Прикосновение, пожатие руки, объятие, поцелуй Естественный и искусственный запахи человека
Распределение невербальных средств самопрезентации личности на группы сигналов по критерию «орган восприятия»
На основе анализа подходов к содержательной стороне процесса самопрезентации выявлено, что среди всех визуальных средств самопрезентации оформление внешности яв- ляется одним из ключевьк факторов управления впечатлением, а среди интенсивно разви- вающихся в последние годы отечественных подходов к самопрезентации вьщеляется психо- семиотическая концепция визуальной самоподачи образа «Я» в общении, предложенная Е.А. Петровой (2000, 2001, 2002).
Автором дополнен вьщеленный ранее (Мелибруда, 1986) ряд внешних и внутренних факторов, влияющих на невербальное самопрезентационное поведение: этнокультурная принадлежность; полоролевые характеристики; возраст; уровень внутренней культуры, обу- словленный условиями социализации; состояние здоровья; профессиональная принадлеж- ность; социальный статус; принадлежность к группе и роль; уровень самомониторинга; темперамент; актерские способности; самопрезентационная компетентность; опосредован- ность общения. Роль ольфакторных средств самопрезе1гтации анализируется в исследовани- ях, выполненных в области социальной психологии, культурологии, антропологии, социоло- гии (Герасимова, 2003; Лабунская, 2009 и др.).
Проанализировано влияние личностных и ситуационных факторов, а также факто- ров, детерминирующих индивидуальные особенности речи (пол, возраст, культурные нор- мы, уровень образова1П1я и интеллекта, профессиональная принадлежность, социальный статус, территория проживания, личностные особенности, такие как темперамент, тип ха- рактера и мышления, уровень эмоциональности и др.), на особенности вербальной самопре- зеитации. Кроме психологических подходов, в параграфе 2.2 рассмотрены и другие научные направления, изучающие вербальные аспекты самопрезентащтонного поведения -
психо- лингвистическое и культурологическое. В параграфе 2.3 «Осознаваемая и неосознаваемая самоирезентация личности» рассмотрена проблема осознанности/неосознанности самопрезентациошюго поведения, проанализированы теоретические подходы к пониманию этих характеристик, приведены результаты авторского исследования. Отмечено, что дилемма осознаваемости/ неосознавае- мости самопрезентации воспринимается многими до сих пор однозначно и стереотипно, в том смысле, что самопрезентация - это сознательное управление впечатлением. Анализ научной литературы позволил выделить три основных подхода к пониманию самопрезента- ции личности с учетом критерия «осознаваемость/неосознаваемость»:
> С позиций первого подхода, условно названного нами
каммуникативно- обусповленньш, ряд исследователей, выделяющих неосознаваемую самопрезентацию, -
25
Таблица 6
и. Гоффман, M. Лири и Р. Ковальски (Leary, Kowalski, 1990), Б. Шленкер и М. Вейголд (Schlenker, Weigold, 1992), Дж. Мид (Mead, 1934), Ч. Кули (Cooley, 1964), R Баумейстер и А. Стейнхилбер (Baumeister, Steinhilber, 1984), Ф. Хайдер (Heider, 1958), Л. Фесгингер (Festinger, 1957) и др., рассматривают самопрезентащпо как
обидгю особенность поведе- ния человека.
Положения коммуникативно-обусловленного подхода: самопрезентащ1я - это сред- ство формирования, подтверждения образа «Я» и поддержания самооценки; самораскрытие в межличностном общении через демонстрацию своих мыслей, характера. Как считают Р. Баумейстер и А. Стейнхилбер (1984), человек нуждается в самораскрытии, т е. в проявле- нии себя во внещнем мире; в процессе межличностного общения он представляет свое внутреннее содержание: мысли, характер, ценности, убеждения; его цель не только произве- сти впечатление, но и продемонстрировать то, что он собой представляет.
> С позиций второго подхода,
личностно-детерминированного, исследователи М. Снайдер (Snyder, 1987); R Аркин (Arkin, 1981); А. Шутц (Schütz, 1972); А. Фенигстейн, М. Шейер и А. Басе (Fenigstein, Scheier, Buss, 1975) также выделяют
неосознаваемую самопрезентацию, но полагают, что степень осознанности самопрезен- тации значительно варьируется, в зависимости от определенных
личностных факторов. Положения личностно-детерминированного подхода: осознанность самопрезентации зависит от уровня саморефлексии (самомониторинга) субъекта самопрезентации, его моти- вации достижения или избегания неудач, от уровня его самосознания. Так, если высокий уровень самосознания присущ человеку, его самопрезентация будет осознанной, а если че- ловеку не свойственно все время осознавать свое поведение и оценки окружающих, его са- мопрезентация будет спонтанной, непродуманной, т. е. неосознанной.
> С позиций третьего подхода,
манипулятивного, наиболее узкого, самопрезентация представляет собой
осознаваемый процесс, направленный на создание определенного впечатления у окружающих для получения какого-то конкретного результата (Дж. Тедещи и М. Риес (Tedeschi, Riess, 1981), Э. Джонс и Т. Питтман (Jones, Pittman, 1982), Д. Майерс (Myers, 1999) и др.). Представители данного подхода часто рассматри- вают термин «управление впечатлением» как синоним термина «самопрезентация». От- мечено, что устойчивое представление о манипулятивном характере процесса самопре- зентации, тождественности понятий «самопрезентация» и «управление впечатлением» зародилось в контексте именно манипулятивного подхода.
В рамках диссертационного исследования самопрезентация личности рассматриваст- ся как
неотъемлемый атрибут любого социального взаимодействия, во многом определя- ющий успешность самореализации личности. Осознанность самопрезентационного поведе- ния, выбор его стратегий и тактик зависят от значимости цели и объекта взаимодействия для субъекта самопрезентации, а также от его личностных и социальных особенностей. Чем более значимым является объект для субъекта самопрезентации, тем более осознанными становятся его проакгивные самопрезентационные действия, имеющие своей целью - про- извести нужное впечатление. Таким образом, самопрезентация является
средством управле- ния впечатлением, которое человек производит на других в процессе взаимодействия.
В результате анализа научных исследований определен критерий -
целенаправлен- ность управления впечатлением (активность/пассивность самопрезентационных действий субъекта самопрезентации), на основании которого выделены проактивная и реактивная са- мопрезентация личности, сформулированы их определения.
Проактивная самопрезентацни личности - осознаваемая самопрезентация лично- сти в ситуациях субъективно высокой значимости, направленная на формирование желае- мой идентичности субъекта самопрезентации в восприятии партнера по общению (объекта самопрезентации).
Реактивная самопрезентацня личности - неосознаваемая самопрезентация лично- сти, не направленная на управление производимым впечатлением, проявляющаяся в исполь-
26
зовшшп субъектом самопрезентации привъгчнък паттернов коммуникативного поведения (чаше всего в ситуациях субъективно невысокой значимости).
Отмечено, что профессия субъекта самопрезентации оказывает значительное влияние на характер самопрезентащ10нных действий. Так, по данным одного из исследований автора диссерташ1и (2004) было установлено, что у представителей публичных профессий (поли- тики, актеры, адвокаты, журналисты и др.) самопрезентация личности п о с т преимуще- ственно проактивный характер, а у представителей технических профессий (программисты, инженеры и др.) - реактивный.
В результате проведенного автором в 2011-2012 гг экспериментального исследова- ния (студенты, п= ПО) по изучению влияния внешних и внутренних факторов на характер самопрезентации личности, проявляющийся в разной степени осознанности человеком сво- его поведения и активности его поведенческих действий по управлению производимым впечатлением, установлено:
- в ситуациях субъективно высокой значимости цели и объекта самопрезентации люди, как правило, проявляют проактнвное самопрезентационное поведение, направленное на управление впечатлением целевой аудитории - объекта самоирезентации. С этой целью ими осознанно используются самопрезентащюнные стратегии «аттрактивное поведение» и «самовозвышение» и не используется стратегия «силовое влияние». При этом в их пове- дении также могут проявляться стратегии «самопринижение» и «уклонение», имеющие в данных ситуациях менее осознаваемый характер;
- в ситуациях субъективно невысокой значимости цели и объекта самопрезентации люди чаще проявляют реактивное, менее осознаваемое ими самопрезенташтонное поведе- ние, не имеющее своей целью уттравлять производимым на других впечатлением, и реже ис- пользуют стратегию «аттрактивное поведение».
Результаты авторск1К исследований позволяют сделать вывод о взаимопересеченно- сти проявлеш1я в самопрезентацион1юм поведении человека (независимо от тендерной при- надлежности) признаков осознанности/неосознанности им своего поведения, произволь- ность которого во многом детерминирована особенностями мотивации и личностными ха- рактеристиками субъекта самопрезентации.
На рис. 2 представлена структурно-функциональная модель процесса самопрезеета- ции личности, в которой рассматривается влияние индивидуально-психологических, соци- ально-диснозищюнных и ситуационных факторов на осознанность и целенаправленность действий субъекта самопрезентации по управлению производимым впечатлением. Модель разработана на основе анализа теоретического и практического материала и результатов эм- пирических исследований автора диссертации, проведенных в 2003-2013 гг
Определяющее значение для проактивности самопрезентационных действий имеет то, как человек, в рамках теории Л.С.Выготского (1929), «означивает», категоризирует внешний мир. В русле самонрезентации те или иные ситуащ1и наделяются определенной валентностью (значимостью, силой), и интегральный, кумулятивный характер ситуации определяет особенности самопрезентационного поведения, которое выражается в используемых индивидом тактиках и стратегиях самопрезентации. Полагаем, что именно стгтуационный фактор включает механизм вьщеления ведущих смысловых структур, имею- щих большую валент1юсть, и тем самым обретающих мотивационный статус. Таким обра- зом задается характер личностно-ситуагивного взаимодействия, который обуславливает особенности стратегий самопрезентацшт личности. При этом следует отметить наличие личностных, гендерных, возрастных, профессиональных, статусных и этнокультурных осо- бенностей самопрезентации.
Отмечено, что самопрезентация личности, представляя собой форму взаимодействия субъекта с социальной средой, является общей, фундаментальной характеристикой соци- ального поведения, принимающей как осознаваемый, так и неосознаваемый характер
27
н
Е О С о 3 н А В А Е М О С т ь
Реактивная СЛ
- избегание неодобрения - избегание неудач
Социально- психологические особенности (профессиональ- ные, статусные}
Личностные осо- бенности (само- мониторинг, экс- траверсия - ин- троверсия, пуб- личное самосо- знание и др.)
Полоролевые представления
Культурные нор- мы и ценности
Мотивы
Проактивная СЛ
- социальное одобрение Д| - власти / достижения
йствий Субъект самопрезентации
Условные обозначення; СЛ - самопрезентация личности, ЦА - целевая аудитория,
(-ь) - высокая выраженность фактора, (-) - низкая выраженность фактора
Рис. 2. Структурно-функциональная модель процесса самопрезентации личности
28
в параграфе 2.4 «Непосредственная и опосредованная самопрезеитации лично- сти» рассмотрены особенности
непосредственной (субъект-объектное взаимодействие) и
опосредованной самопрезентации (субьект-объект-субьектное взаимодействие), диффе- ренцированные по крш-ерию опосредованности. Непосредственная самопрезентация наблюдается в ситуации физического контакта субъекта самопрезентации с объектом, в процессе которого они могут видеть, слышать и чувствовать друг друга. Опосредованная же самопрезентация может осуществляться с помощью материального носителя (посредни- ка): телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете и др. Отмечено, что до появления аудио-визуальных информационных технологий общения в режиме реального времени (программа Skype), все виды ннтернет-коммуникаций относились к опосредован- ной самопрезентации. Проанализированы разные формы опосредованной самопрезентации: автобиография, резюме (CV в англоязычном варианте), визитная карточка, мемуары и днев- никовые записи, блоги, объявления о поиске работы, газетные объявления в рубрике «Зна- комства» и сайты знакомств (К)'рченкова, 2000; Шибанова, 2004; Черкасова, 2010; Акулова, 2010; Хороших, 2011 и др.). Обобщается, что опосредованная самопрезентация личности имеет следующие отличительные особенности:
- - отсутствие физического контакта субъекта и объекта самопрезентации;
- - отсутствие (либо значительное ограничение) невербальных компонентов самопре- зентащга (за исключением общения с использованием программы Skype);
- асинхронность взаимодействия субъекта и объекта самопрезентации (при исполь- зовании письменного текста);
- осознанность субъектом предъявляемой Я-информации;
- часто (не всегда) наличие формальных ограт1чений объема представляемой ин- формации (например, резюме, объявление о знакомстве, поиске работы);
- вариативность представляемьк образов, широкие возможности для приукрашивания;
- затрудненность проверки достоверности информации, представленной субъектом самопрезентации.
В параграфе 2.5 «Самопрезентация личности в пространстве интернет- коммуникаций» отмечено, что с началом XXI в., ознаменовавшим бурное развитие ин- тернет-коммуникаций, появились исследования по изучению новой грани феномена само- презентащш личности - самопрезентащ1и пользователей глобальной компьютерной сети Интернет. Отмечается, что зарубежные исследователи изучали стратегии самопрезента- ции в онлайн-коммуникациях (Ramirez, Walther, Burgoon, Sunnafrank, 2002; Tidwell, Wal- ther, 2002; Bowker, Tuffin, 2003; Shah, Kesan, 2003); особенности самопрезентации в формате онлайн-коммуникаций (Parks, Floyd, 1996; McLaughlin, Osboume, Ellison, 1997; Roberts, Parks, 1999; Utz, 2000; Bargh, McKenna, Fitzsiraons, 2002; Ellison, Heino, Gibbs, 2006); при взаимодействии «лицом к лицу» посредством программы Skype и без «встречи лиц в общении» в опосредоватой интернет-сетями переписке (Walther, Loh, Granka, 2005; Gibbs, Ellison, Heino, 2006); через анализ персональных сайтов (Dominick, 1999; Baker, 2002; Joinson, 2003; Schau, Gilly, 2003; Fiore, Donath, 2004; Lampe, Ellison, Steinfield, 2006; 2008) и личных страниц в социалънък сетях (Erickson, 1996; Kibby, 1997; Chandler, 1998; Chandler, Roberts-Young, 1998; Karlsson, 1998; Miller, Mather, 1998; Cheung, 2000; Shedroff, 2000).
Отечественные исследователи изучали особенности форм общения в интернет- пространстве (Арестова, Бабанин, Войскунский, 1996; Жичкина, 1999), вариативность са- мопрезентации личности и образ «Я» в интернет-общении (Чудова, 2002; Шевченко, 2002; Наумова, 2006, 2007; Шишкова, 2010; Завьялова, 2011; Хороших, 2011 и др.), средства само- презентации личности в интернет-к0ммуникащ1и (Чепель, 2009; Бурнаева, 2012; Затулий, Бурнаева, 2012), формы, способы и процесс самопрезентации личности в интернет- коммуникации (Чудова, 2002; Завьялова, 2011; Кръшов, 2012 и др.).
29
Представлены следующие характеристики интернет-общения: ано1шмность; добро- вольность и желательность контактов; отсутствие невербальных компонентов общения и затрудненность передачи и восприятия аффективного компонента общения; своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации (за исключением общения посредством программы Skype); нивелирование жестких барьеров общения (культурных, статусных, возрастных, гендерных). Отмечается, что перечисленные характеристики интернет-общения создают условия и возможности для разнообразия самопрезентации личности в виртуальном пространстве, «многоликости» пользователей в сети. Отмечено, что Интернет как иная социальная реальность предостав- ляет возможность для смены идентич1юсти посредством самопрезентации. В реальном со- циальном мире возможности человека управлять информацией о себе ограничены рамками реально воспринимаемых собеседником пола, внещности, признаков социального статуса, профессии, национальности, возраста.
В параграфе 2.6 «Самопрезеитацня личности как средство управления впечат- лением» отмечено, что в процессе управления впечатлением (от англ. -
impression manage- ment) самопрезентация личности является средством, а на мотивацию самопрезентации, вы- бор стратегий и тактик влияет множество взаимозависимых факторов, которые можно раз- делить на две группы: внутренние и внешние факторы. Ряд факторов соотнесен с индивиду- альными качествами человека, и его поведение обусловлено личностными характеристика- ми, конкретными умениями и навыками (внутренние факторы), другие факторы (внешние) связаны с такими социальными характеристиками ситуации, как нормы, существующие в обществе, правила и ожидания. Каждый фактор предопределяет, насколько интенсивно и каким образом человек стремится контролировать впечатления, производимые им на дру- гих людей.
Внутренние факторы, определяющие выбор тактики самоирезентации для упраате- ния впечатлением:
личностно-мотивационные факторы (уверенность в себе; самосознание; интроверсия, прямота по отношешпо к другим; самооценка; самоэффективность; стиль объ- яснения причин; социальная тревога);
личностные факторы (индивидуальные возможности и навыки; продуктивность самопрезентации; саморегуляция; сензитивность).
Внешние факторы, определяющие выбор тактик самопрезентации для управлештя впечатлением:
факторы социачьно-нормативной обусловленности (социальные и культур- ные нормы; ожидаемые реакции аудитории; значимость внешней оценки; ценности других людей; поведение других людей; нормы групповой оценки; внешняя оценка);
факторы си- туационного &1ияния (публичность ситуации; ограничения социальной роли; ценность цели, к которой стремится субъект самопрезентации; принятие провала; обратная связь; стадии личных отношений).
Тенденщтя к управлению впечатлением рассматривается как ментальная характери- стика социального поведения. Обзор зарубежных и отечественных н^^ных публикаций вы- явил, что большинство исследователей считают термины «самопрезентация личности» и «управление впечатлением» тождественными. Однако нам представляется, что самопре- зентация личности является
средствам управления впечатления, представляющего собой более широкую категорию. В процессе управления впечатлением люди стремятся сформи- ровать в сознании окружающих определенные представления не только о себе, но и о дру- гих (например, друзьях и врагах), объектах или собьттиях. Таким образом, самопрезентация личности является субкатегорией управления впечатлением, представляющего собой более широкий процесс контроля и регулирования информации.
ЧАСТЬ 2 «Самопрезентация личности в разных сферах деятельности» содержит три главы, в которых проанализированы индивидуально-психологические, социально- диспозиционные и ситуационные детерминанты самопрезентации личности; рассмотрены результаты авторских эмпирических исследований личностных, гендерных, возрастных, профессиональных, статусных и этнокультурных особенностей самопрезентации личности;