соотношение понятий «имидж» н «самопрезентация личности», а также практические мето- ды обучения и измерения самопрезентации личности в социальной психологии.
В третьей главе «Психологические детерминанты самопрезентации личности»
проанализированы различные аспекты мотивации и проявления идентичности субъекта са- мопрезентащш, влияния Я-концепции на проявление рассматриваемого феномена. Пред- ставлены материалы эмпирических исследований особенностей самопрезентации предста- вителей разных социальных групп.
В параграфе 3.1 «Мотивация н пространство «Я» в процессе самопрезентации» рассмотрены вопросы детерминации самопрезентации личности, соотношения образа «Я» и процесса самопрезентации. Анализ зарубежных исследований по вопросам мотивации са- мопрезентационного поведения человека (Goffman, 1959; Jellison, Gentry, 1978; Baumeister, 1982; Jones, Pittman, 1982; Tedeschi, Norman, 1985; Leary, Kowalski, 1993; Weigold, 2001; Schlenker, 2003 и др.) выявил, что в основе процесса самопрезентации чаще всего лежат следующие сощ1альные мотивы и потребности личности:
- - поддержание чувства собственной уникальности;
- - демонстрация своей принадлежности к определенной среде;
- - утверждение желательной Я-концепции, укрепление самооценки;
- - получите социальной, материальной выгоды;
- - повышение привлекательности, получение одобрения, уважения;
- - сохранение и увеличение влияния, власти.
Традиционно выделяют три основные группы мотивов самопрезентации:
1. Стремление к социальному одобрению, поощрению, стремление избежать соци- ального неодобрения (считается ведущим мотивом самопрезентации).
2. Стремление к созданню публичного «Я», соответствующего идеальному образу «Я» человека.
3. Стремление повысить и укрепить самооценку, стремление к самотождественно- сти, самоидентификации, самоутверждению.
В процессе самопрезеетации человек руководствуется разными мотивами, в зависи- мости не только от обобщешюй мотивации, но и от личного определения ситуации, пред- полагагшя «определенного себя» в конкретной ситуации. Исследователями отмечается факт отбора инднввдом ситуаций, который проявляется в том, что человек избегает одних ситуа- ций либо предпочитает другие. В качестве механизмов, детерминирующих процесс само- презентации, выступают лютивациоино-смысловые и личностно-ситуативные механизмы, задающие характер самопрезентащш личности.
Отмечено, что сложность феномена самопрезентации личности во многом отражают дихотомия «Я внешнее — Я внутреннее» и многокомпонентносгь «Я-концепции», лежащие в основе содержания процесса самопрезентации. Один полюс феномена самопрезентации личности связан с проявлением внешнего Я и отражается в таких понятиях, как самоподача, самопредъявление, управление впечатлением, роль, имидж; другой полюс связан с прояв- лением внутреннего Я и отражается в таких понятиях, как самораскрытие, самовыражение, Я-концепцня, самоидентификация.
Параграф 3.2 «Методология исследования социально-психологических факто- ров, детермннирующих феномен самопрезентации личности» содержит описание мето- дов и методик, используемых автором для реализации цели и задач диссертационного ис- следования.
В параграфе 3.3 «Личностные черты и особенности самопрезентации» представ- лены результаты авторских теоретических и эмпирических исследований по изучению вли- яния личностных характеристик на особенности самопрезентации. Отмечается, что вопрос о том, что первично по степени влияния на процесс самопрезентации - личностные особен- ности или ситуационные факторы, до сих пор не имеет однозначного ответа. В то же время установлено, что для проявления особенностей самопрезентации имеют значение уровень
31
самомониторинга, публичного самосознания и социальной тревожности, экстраверсия - интроверсия (Lee et al., 1999; Kristof-Brovvn, Barrick, Franke, 2002; Schlenker, 2003),
са- моэффективность (Mielke, 1990),
перфекционизм (Eidelson, Epstein, 1982; Frost et al., 1990; Hewitt, Flett, 1991; Habke, Hewitt, Flett, 1999; Hewitt et al., 2003; Sherry et al., 2003, 2004, 2007; Hill et al., 2004; Paquette, Rain, 2004; Grogan, 2007; Тарханова, Холмогорова, 2011; Зо- лотарева, 2012; Ландрева, 2012 и др.),
прокрастинация (Ferrari, Díaz-Morales, 2007). Совре- менные отечественные исследователи Е.В. Змановская, М.Н. Котлярова, Е.Б. Перелыгина, Т.А. Трифонова, В.М, Шепель выявили значетельное количество взаимосвязей между ком- понентами самопрезентации и показателями черт характера.
На основании результатов проведенного нами эмпирического исследования взаимо- связи тактик самопрезентации с личностными особенностями женщин (п = 158) и мужчин (п = 143) было выявлено следующее:
- И для мужчин и для женщин характерна положительная взаимосвязь шкалы
«зкстраеерсия» с тактиками ассертивного типа (р < 0,01). Так, чем более высокие значения отмечены у женщин по шкале «экстраверсия», отображающей социальную активность, об- щительность, импульсивность, тем чаще женщины используют тактики «запугивание» и «преувеличение своих достижений», демонстрируя в социальном взаимодействии высо- кую самооценку и значимость своих достижений, угрожающее поведение в адрес других. Мужчины чаще используют такие тактики, как «желание понраветься», «просьба/мольба», «сообщение о своих достижениях», «преувеличение своих достижений», «негативная оцен- ка других».
- Взаимосвязь личностных особенностей субъекта самопрезентации, таких как уро- вень са,чомониторинга и экстраверсии, с его самопрезентационным поведением в процессе межличностного общения не зависит от пола субъекта самопрезентации (р < 0,05).
- Взаимосвязь шкалы
«нейротизм» с тактиками самопрезентации имеет тендерные особенности. Так, в группе женщин, чем выше эмоциональная лабильность, общая психи- ческая неустойчивость и сила эмоциональных реакций, тем чаще женщины используют тактику «запугивание» (р < 0,05). Мужчины чаще используют тактику «просьба/мольба». Таким образом, для женщин с высокими показателями эмощгопальной неустойчивости итревожности снижается значимость социального одобрения, тогда как для мужчин, наоборот, увеличивается. Общей для мужчин и женщин является взаимосвязь показателя «нейротизм» с тактикой «препятствование самому себе» (р < 0,05). Другими словами, чем более высокий уровень эмоциональной лабильности, общей психической неустойчивости и тревожности имеют женщины и мужчины, тем чаще они приводят внешние обстоятельства в качестве причин для объяснения своих неудач (ссылки на болезнь, слабое здоровье, чрез- мерные нагрузки, общественную занятость и т. п.).
- Показатель самомониторинга отражает индивидуально-личностные особенности человека независимо от тендерной дифференциации. На основе анализа показателя мотива- ции одобрения, отражающего потребность в получении сощгального одобрения и оценива- ющего ее
силу - степень потребностного напряжения (Ильин, 2002) и
остроту - субъек- тивную оценку степени неудовлетворен1и потребности (Куликов, 1997), можно сделать вы- вод, что женщины более сильно и остро воспринимают социальное неодобрение и чаще, чем мужчины, стремятся вести себя в соответствии с одобряемым образцом.
В параграфе 3.4 «Гендерные особенности самопрезентации личности» рассмот- рены особенности самопрезентации мужчин и женщин, приведены данные авторских ис- следований тендерных особенностей самопрезентации личности. Проблема тендерных раз- личий достаточно широко представлена в работах
отечественных исследователей (Кон, 1975, 1981; Каган, 1987, 1989, 2000; Клёцина, 1998, 2004; Ходьфева, 1998; Воронцов, 1999, 2003; Лабунская, 1999; Бендас, 2000, 2002, 2006, 2009; Буракова, 2000; Луковицкая, 2002; Пикулёва; 2004, 2013 и др.) - это и этнографические, и кросс-культурные, и сексологиче- ские исследования, и исследования психологических различий между полами. Сформиро-
32
валось новое научное направление - гендерная психология, которая представляет собой са- мостоятельную область психологического зншии. Тем не менее, отечественные исследова- ния гендерных особенностей самопрезентации личности пока еще не многочисленны.
В
зарубежных исследованиях проблема гендерных различий в самопрезентащщ до- статочно широко освещается с начала 1970-х rr.(Chodorow, 1978, 1989; Eagly, 1978, 1987, 1997; Lever, 1978; Hendrick et al., 1985; Griffitt, 1987; Daly, Wilson, 1989; Eagly, Wood, 1991; Clancy, Dollinger, 1993; Pratto, 1996; Harris, 1998 и др.). Большинство исследований посвя- щено гендерным различиям в социальном поведении, которые проявляются уже с детства. При анализе природы этих различий большинство авторов, отдавая должное генетическим факторам, подчеркивают важность условий социализации мальчиков и девочек, начиная с самого раннего возраста.
В настоящее время основной вектор изучения гендерных различий самопрезентации - ассертивность/защитность поведения, его кросс-культурные особенности. По нашему мнению, именно гендерные роли в рамках определенной культ)ры во многом обуславлива- ют сакюпрезентащ1онное поведение людей, так как они определяют социальные нормы правильного для данной культуры невербального и вербального поведения мужчин и жен- щин.
По данным исследований гендерных особенностей самопрезентации личности, про- веденных автором диссертации (2003-2005), было установлено следующее:
— У женщин отмечена центрация показателей самооценки образа «Я» на тактике са- мопрезентащщ «препятствование самому себе». Другими словами, чем более объективно оценивает себя женщина, осознавая свои социальные роли, тем реже она использует эту тактшсу в сощ1альном взаимодействии, а чем ниже уровень осознанности своих социальных ролей и выше степень сфокусированности на особенностях своей внешности и характера, тем чаще женщина использует эту тактику, объясняя причины своих неудач внешними об- стоятельствакщ и препятствиями в виде болезней, слабого здоровья, чрезмерных нагрузок (р < 0,05). Более объективно (посредством перечисления своих С0Щ1альных и профессио- нальных ролей) оценивают себя женщины, имеющие высокий уровень интеллектуального развития, высокий уровень самомоииторинга и низкую потребность в социальном одобре- нии. И соответственно, чем ниже у женщины уровень интеллектуального развгггия и само- мониторинга и чем выше ее нотребность в одобрении окружающих, тем чаще она описыва- ет себя в терминах оценки личности и внешности (р < 0,05).
— У мужчин выявлен более низкий уровень мотивации социального одобрения (Р<0,01).
- Показатель самомонш-оринга у женщин имеет больше взаимосвязей с тактиками самонрезентации, чем у мужчин. Чем выше показатель самомониторинга у женщины, т. е. чем более чувствительна она к реакциям других, специфике социальной ситуации и чем чаще осуществляет контроль и управление собственной самопрезентацией, тем более ши- рокий спектр тактик она использует в своем поведении (р < 0,05). В отличие от женщин, мужчины, обладающие высоким уровнем самомониторинга, используют более узкий набор тактик, преимущественно ассертивного тина. Чем более внимательно мужчина отслеживает реакции окружающих и чаще рефлексирует собственные действия, тем чаще он использует такие тактики самопрезентации, как «желание понравться», «преувеличение своих дости- жений» и «пример для подражания», направленных, как правило, на создание благоприят- ного впечатления у объекта самопрезентации (р < 0,05). Таким образом, выделенная нами самонрезентационная стратегия «аттрактивное поведение» носит проактивный характер и осознанно используется человеком в процессе общения.
- Применение тактик защитного и ассертивного типов самопрезентации проявляет- ся в социальном поведении человека независимо от гендерной дифференщ1ации. При этом самонрезентация личности имеет гендерные различия в олюшении содержательных комно- нентов невербального самопрезентационного поведения, обусловленные усвоением гендер- ных ролей.
33
в параграфе 3.5 «Возрастные особенности самопрезентации личности» рассмот- рены возрастные особенности самопрезентации личности, представлены результаты автор- ских исследований особенностей самопрезентации мужчин и женщин, дифференцирован- ных по возрастным группам. Отмечено, что возрастные особенности самопрезентации лич- ности, в отличие от гендерных, не являлись предметом широкого изучения и что наиболее часто объектом исследований в области самопрезентации являются студенты университетов и колледжей, т. е. женщины и мужчины в возрасте от 18 до 25 лет. В последнее десятилетие опубликованы работы по изучению особенностей самопрезентации в детском и юношеском возрасте (Панасенко, 2005; Гоцева, 2008 и др.). Приведены результаты исследований автора диссертации по изучению возрастных особенностей самопрезе1ггации личности.
На основании данных исследования, предпринятого в 2003 г., респондентами кото- рого явились женщины в возрасте от 23 до 60 лет (п = 67), было установлено, что между возрастом женщин и частотой использования ряда тактик самопрезентации существует об- ратная связь: чем старше женщина, тем реже она проявляет во внешнем поведении такие тактики самопрезентации, как «оправдание с принятием на себя ответственности» и «преувеличение своих достижений» (р < 0,05). Таким образом, чем старше женщина, тем реже она оправдывается, подчеркивает значимость своих достижений, говорит о своих успехах и достоинствах.
По данным исследований, проведенных в 2004-2005 гг. (респонденты - женщины (п = 158) и мужчины (п = 143) в возрасте от 18 до 76 лет), выявлены следующие закономер- ности:
- В периоды молодости (18-30 лет) и зрелости (старше 45 лет) статистически до- стоверных гендерных различий в самопрезентационном поведении не вьывлено. Выражен- ные тендерные различия в самопрезентации личности определены в рамках только одного возрастного периода - периода взрослости (31-45 лет) (р < 0,05). В этот период мужчины используют тактики ассертивного типа самопрезентации чаще, чем женщины, что, по нашему мнению, может бьгть объяснено необходимостью выполнения предписанньгх обще- ством гендерных ролей.
- Тенденщ1я, характерная для женщин в период зрелости (старше 45 лет), - ассер- тивное самопрезентационное поведение. Тактики «запугивание» и «негативная оценка дру- гих» в период зрелости используются женщинами чаще, чем в период взрослости. Мужчи- ны, наоборот, реже используют данные тактики в период зрелости, по сравнению с перио- дами молодости и взрослости.
- Отсутствие выраженных гендерных различий в использовании тактик самопре- зентации в периоды молодости и зрелости позволяет предположить, что самопрезентацион- ное поведение человека связано с личностными особенностями, такими как уровень само- мониторинга, экстравертированности, мотивации и др. Следует отметить, что двенадцать тактик самопрезентации, которые являются предметом нашего диссертационного исследо- вания (см. табл. 5), в основном имеют вербальное вьфажение, т. е. проявляются в высказы- ваниях субъекта самопрезентации. Гендерные же различия в самопрезентации, на наш взгляд, проявляются большей частью в невербальном поведении и визуальном оформлении внешности, обусловленных усвоением с детства предписанных обществом поведенческих норм для мальчиков и девочек.
В параграфе 3.6 «Профессиональные особенности самопрезентации личности» рассмотрены особенности самопрезентации представителей разных профессиональных групп, представлены результаты авторского эмпирического исследования особенностей са- мопрезентации, связанных с профессиональной принадлежностью. Отмечено, что в насто- ящее время значительно расширился круг профессий, в которых самопрезентация является важнейшей составной частью профессиональной деятельности и обусловливает ее продук- тивность. Эффективность самопрезентационного поведения особенно сильно влияет на ре- зультат деятельности представителей
человеко-ориентированных (публичных и коммуни- кативных) профессий, в которых общение является одним из основных средств профессио-
34
нальной деятельности. Так, представители публичных профессий (политики, актеры, адво- каты, рекламные агенты, журналисты и др.) в большей степени осознают необходимость контроля над производимым впечатлением, для них самопрезентация личности является осознанной
проактивной деятельностью, важной составляющей профессиональной дея- тельности, определяюшей ее успешность. Представители же
предметно-ориентированных профессий (технических и знаковых) чаще осуществляют свою самопрезентацию как
реак- тивную деятельность, менее осознаваемую и контролируемую ими в процессе социального взаимодействия.
Полученные автором результаты эмпирических исследований сввдетельствуют о следутощих различиях в самопрезентационном поведении предетаветелей 4 профессиональных групп (публичные, коммуникативные, технические и знаковые про- фессии, п = 301):
- Представители
публичных профессий являются «специалистами» по управлению впечатлением и предпочитают использовать в социальном взаимодействии ассертпвные тактики самоирезенташти (р < 0,01).
- Для представителей
публичных профессий характерны социальная активность и адаптированность, общительность, контактность, высокий уровень интеллектуального развития, гибкость и дипломатичность в социальном поведении, умение быстро ориентиро- ваться в социальной ситуащщ и осуществлять собственную самопрезентацию с учетом кон- кретной ситуации, оперируя широким спектром ассертивньк тактик (р < 0,01).
- Представители
технических и знаковых профессий отличаются сдержанностью в сощтальных контактах, частым напряжением в личных и социальных ситуащтях, меньшей гибкостью в демонстрации разных форм сош1ального поведения и более редким использо- ванием ассертивных тактик самопрезентации, по сравнению с представителями человеко- ориентироваиньрс профессий (р < 0,01).
- Представители
технических профессий стремятся избегать социального взаимо- действия и предъявления себя другим; для них характерно большое количество корреляци- онных связей между показателем «негативное семейное влияние в детстве» и защитными тактиками самопрезентации (р < 0,05).
- Человеко-ориентировапная профессиональная деятельность связана с высоким уровнем интернализации и осознания субъектом профессии своих социальных ролей и вы- соким уровнем самомо1П1торинга (р < 0,05).
Па основании результатов исследования сделан вывод о том, что выделение двух труни профессий (человеко-ориентированные и предметно-ориентированные) имеет под собой основание в виде различий в самопрезентационном поведении субъектов профессио- нальной деятельности.
В параграфе 3.7 «Лидерство и руководство: личностные и гендерные особенно- сти самопрезентации в менеджменте» проанализированы гендерные особенности вер- бальной и невербальной самопрезентащш лиц, обладающих высоким социальным статусом; изучено влияние внутренних и внешних факторов управленческой деятельности на особен- ности самопрезентащти менеджеров; представлены результаты проведенного автором эм- пирического исследования по изучеишо особенностей самопрезентации руководителей, дифференшфованных по полу.
На основшши анализа результатов проведенных автором диссертации исследований (2004, 2012) по изучен1Щ) особенностей самопрезентации руководителей (мужчин (п = 113) и женщин (п = 94)) с длительным стажем управленческой деятельности было установлено следующее:
- Людей с высоким социальным статусом, независимо от тендерной дифференциа- ции, отличает низкая потребность в социальном одобрении, высокий уровень интеллекту- ального развития и самомониторинга, что характеризует их как «специалистов» по управ- лению впечатлением, отслеживающих собственное поведение с целью произвести желае-
35
мое впечатление в ответ на «презентационные требования» ситуации и реакции других людей (р < 0,05).
- Представителей группы руководителей (женщин и мужчин) отличают высокий уровень социальной адаптированности, способность устанавливать и поддерживать соци- альные контакты. Люди, не обладающие высоким социальным статусом, чаще, чем люди с высоким социальным статусом, испытывают высокое напряжение в личных и социальных ситуациях (р < 0,01).
- Характерными особенностями самопрезентационного поведения людей, облада- ющих высоким сощ1альным статусом (как мужчин, так и женщин), являются: общ1тгель- ность, контактность, уверенность в себе, социальная смелость и активность, чувствитель- ность к социальной ситуации и самопрезентации друтих, низкая потребность в социальном одобрении и использование щирокого спектра тактик самопрезентации, с предпочтением ассертивных, для получения позитивных результатов в любом социальном взаимодействии (р<0,05).
- Использование руководителями определенных ассертивных тактик самопрезента- ции связано с их уровнем мотивации достижения целей. Чем более руководетель мотивиро- ван на достижение цели, тем чаще он сообщает окружающим о своих успехах и достоин- ствах (тактика «сообщение о своих достижениях»), высказывает негативные и критические оценки в адрес других людей (тактика «негативная оценка других»). Чем более высоким уровнем мотивации достижения цели обладают женщины-руководители, тем чаще они ис- пользуют в коммуникативном поведеншг стратегию самопрезентации «силовое влияние» и тем значительнее подвергаются риску профессионального выгорания (р < 0,01).
- Самопрезентационное поведение руководителей связано с проявлением перфек- ционизма независимо от гендерной дифференциации. Тактики самопрезентации «пример для подражания», «желание понравиться», «отречение», «негативная оценка других» и стратегии самопрезентации «уклонение», «аттрактивное поведение» имеют положитель- ную связь с проявлением перфекционистской самопрезентации (р < 0,05).
- Критично-агрессивный стиль самопрезентации руководителей-мужчин связан сдлительным стажем управленческой деятельности и профессиональным выгоранием (р < 0,05).
Подтверждена гипотеза исследования о том, что управленческая деятельность фор- мирует определенный стиль самопрезентащш руководителя, связанный с проявлением профессиональной деформации.
В параграфе 3.8 «Этнокультурные особенности самопрезентацни личности» рас- смотрено влияние культурных факторов на особенности вербальной и невербальной само- презентации личности. Отмечено, что на особенности самопрезентации личности в целом и на содержание представляемого образа в каждом конкретном случае оказывают влияние две группы факторов:
- - нормы и правила социального взаимодействия, принятые в культуре;
- - характеристики и содержание конкретной ситуации взаимодействия.
Среди культурных правил и норм самопрезентации вьщеляют правила самоуважения
и тактичности (Schlenker, 2003); нормы этикета, скромности, соразмерности, согласованно- сти, вежливого внимания (Tedeschi, Schlenker, Bonoma, 1971; Baumeister, Jones, 1978; Schlenker, 1980; Tedeschi, Reiss, 1981; Tedeschi, Rosenfeld, 1981; Leary et al., 1992; Der- legaet al., 1993). Отмечено, что кроме коррекций, которые вносят в самопрезентацию куль- турные и групповые нормы, важное значение для процесса управления впечатлением имеет специфика самих ситуаций, в которых происходит самопрезентация (Pontari, Schlenker, 2000). Значимость ситуационного фактора иллюстрирует наличие в разных культурах спе- циальных «демонстрационных правил» (Ekman, 1997). П. Экман определяет эти правила «культурным» регламентом эмоций - сощ1альными инструкциями о том, где, когда, какие чувства следует проявлять и как это следует делать.
36
Отмечено, что в разных культурах представлены разные формы тендерных разграни ченнй самопрезентационного поведения. По мнению В.И. Ильина (2000), ключевым комно центом тендерного социокультурного поля является его культурная программа (субкульту ра), которая включает комплекс ценностей и норм, предписывающих как жизненные стра тегин, так и поддерживающие их потребительские практики. Тендерная субкультура вклю чает в себя нормативные представления о «настоящей (нормальной, приличной)» девочке девушке, женщине, старушке, о «настоящем» мальчике, юноше, мужчине, старике. Ключе вым компонентом этих представлений являются потреботельские практики: как одеваться какую носить прическу, как украшать себя, какие источать запахи, как передвигаться, раз говаривать, что знать и уметь и т. д.
По результатам авторского исследования установок личности по отношению к само презенташюнному поведению, выбору тактик и стратегий самопрезентации в двух этно культурных группах студентов (русские (п = 100) и представители народов Северного Кав- каза (п = 109)), проведенному в 2013 г., было вьывлено, что:
- существуют различия в ценностных приоритетах и в предпочтении тактик и стратегий самопрезентации личности, обусловленные социальными (этнокультурная при- надлежность, регион проживания, тендерная принадлежность) и психологическими (само- мониторинг) факторами (р < 0,05);
- существуют универсальные культурные факторы - с тактиками самопрезентации «желание понрав1гться», «извинение», «пример для подражания», входящими в состав са- монрезентащюнной стратегии «аттрактивное поведение» (поведение, вызывающее благо- приятное впечатление о субъекте сакюпрезентацни), положительно связаны все социально- сфокусированные культурные ценности (р < 0,05);
- использование ассертивиых тактик и стратегий самопрезентации личности (такти- ки «сообщение о своих достижениях», «преувеличение своих достижений», «пример для подражания», «запугивание», «желание понравиться»; стратегии «самовозвышение», «ат- трактивное поведение» и «силовое влияние») связано с высоким уровнем самомониторинга и не зависит от этнокультурной дифференциации (р < 0,05);
- лич1юстно-сфокусированные ценности, поддерживающие стремление личности к материальному успеху и индивидуальным социальным достижениям, способствуют ори- е н т а щ т на ассертивную стратегию самопрезентационного поведения «самовозвышение» (демонстрацию высокой самооценки и доминирова1шя), а социально-сфокусированные ценности, направленные на заботу о благополучии других, - препятствуют (р < 0,01).
В четвертой главе «Имидж и самопрезентация личности» рассмотрены теорети- ческие подходы к пониманию феномена имиджа, виды индивидуального (персонального) имиджа, механизмы его формирования, раскрывается взаимосвязь понятий «имидж» и «са- мопрезентащтя личности».
В параграфе 4.1 «Теоретические подходы к пониманию природы имиджа» проана- лизированы теоретические направления изучения имиджа: психосемиотический подход (В.А. Лабунская, Е.А. Петрова, Ч. Пирс, Ф. де Соссюр и др.); интеракционистский подход (Дж. Мид, Т. Кун; Е.Б. Перелыгииа и др.); когнитивно-ориентированный подход (Г.М. Андреева, Е.Б. Перелыгина и др.); социально-психологический подход (ТА. Бусыгина, А.Ю. Панасюк, В.М. Шепель и др.). Традищюнно классифицируют виды индив1щуального (персонального) имиджа по следующим основаниям: по средствам создания имиджа - непо- средственный и опосредованный; по степени осознанности субъектом процесса создаштя имиджа - осознанньш и неосознанный; по способу формирования - стихийный и управляе- мый имидж; по эмощюнальному знаку - позитивный, нейтральный и негативный имидж.
В параграфе 4.2 «Соотношение понятий «имидж» н «самопрезентация лично- сти»» отмечено, что:
1) с П03ИЩП1
субъектного подхода (Г.В. Бороздина, Е. Власова, В.Н. Куницьша, Н.В. Казаринова, И. Нефедова, В.М. Погольша, Э. Сэмпсон, М. Сгатлейн, В.М. Шепель, и др.).
37
понятие «имидж» практически вдентично понятию «самопрезентация». Первичным является создание индивидом образа, а вторичным - его презентация людям;
2) с позиций
сощапно-перцептивного подхода (Т.З. Адамьянц, П. Берд, Л. Браун, O.A. Герасимова, А.Ю. Панасюк, Е.А. Петрова, Е.Б. Перелыгина, Г.Г. Почепцов и др.), имидж рассматривается как результат самопрезентации.
В параграфе 4.3 «Имидж как результат самопрезентацни личности» рассмотрены действия субъекта самопрезентации - носителя имиджа - и объекта его восприятия, меха- низмы формирования индивидуального имиджа; самопрезентация личности представлена как имиджформирующий процесс. Предложен обобщенный
aieopumu формирования жела- емого индивидушьного имиджа, включающий следующие этапы:
1. Мысленная конкретизация желаемого имиджа, формулировка имиджевых целей. 2.Анализ целевой аудитории имиджа (изучение ее социально-демографических
и социально-психолоппеских характеристик).
3. Формулирование характеристик желаемого имиджа (составление перечня качеств,
которые необходимо транслировать целевой аудитории посредством самопрезентационного поведения индивида).
4. Анализ существующего имиджа индиввда, идентификация реальных и желаемых личностньк характеристик: 1) характеристики, имеющиеся у человека и позитивно воздей- ствующие на формируемый им1щж (их необходимо акцентировать в самопрезентационном поведении); 2) характеристики, имеющиеся у человека, но негативно воздействующие на формируемый имидж (их проявление необходимо минимизировать); 3) характеристики, не- обходимые для создания имиджа, но отсутствующие у человека (необходимо продумать содержательные компоненты самопрезентационного поведения, демонстрирующего нали- чие данных характеристик у индивида).
5. Выбор средств и тактик самопрезентации личности (подбор конкретных, с учетом ситуативного контекста и характеристик целевой аудитории, невербальных средств и так- тик самопрезентации личности, направленных на достижение имиджевых целей).
6.Освоение новых образцов самопрезентационного поведения, направленного на формирование желаемого имиджа. Этот этап может быть осуществлен разными способами: путем самостоятельных действий человека; посредством его консультирования вненшим специалистом; при помощи специальных обучающих процедур - тренингов.
Отмечено наличие большого количества определений и трактовок понятия «имидж», интенсивное развитие новой отрасли междисциплинарных знаний - имиджелогия, в рамках которой феномен имиджа изучается во всем его многообразии, становясь предметом серь- езных научных исследований.
Пятая глава «Практические методы обучения и исследования самопрезентацни личности в социальной психологии» представлена двумя параграфами, в которых рас- крывается специфика методов измерения различных аспектов самопрезентационного пове- дения человека и практических технологий обучешгя/научения навыкам и приемам эффек- тивной самопрезентации личности.
В параграфе 5.1 «Методы обучения/научения самопрезентацни» представлены под- ходы к проблеме формирования самопрезентационной компетентности, практические методы и технологии обучения навыкам самопрезенташш, авторская программа видеотренинта эф- фективной самопрезентации личности, анализируется его воздействие на участников тренин- га. Отмечено, что
эффективность самопрезентации личности проявляется в достижении цели взаимодействия и сохранении психологического контакта с партнером по общению (объектом самопрезеитации), при взаимной удовлетворенности процессом взаимодействия, путем гибкой корректировюг субъектом самопрезентации своего вербального и невербального поведения в соответствш! с меняющимися обстоятельствами внутреннего и внешнего ситуа- ционного контекста.
38