в парафафе 5.2 «Методы и методики исследования самопрезентацнн личности» обобщены наиболее распространенные методы и практические методики, используемые для исследования ввдов, тактик, стратегий, спевд1фичных особенностей самопрезентации лич- ности в социальной психологии (табл. 7).


Фокус исследования

Личностные конструкты


Методики исследования самопрезентации личиостн

шкала самомониторинга (Self-Monitoring Scale, SMS; Snyder М., 1974, 1979); разработана модифицированная шкала самомонито-


Тактики
н стратегии, стили самоирезентации

Специфические аспекты самопрезеитацин


Методики исследования самопрезентащш личности в социальной психологии


ринга (Revised Self-Monitoring Scale, RSMS;
Lennox R.D., Wolfe R.N., 1984);
субшкала социальной желательности (Social Desirability

fr-om the Balanced Inventory of Desirable Responding;


Siibscale


Paulhus D. L, 1989, 1991);
шкала самосознания (Self-Consciousness Scale',
Fenigstein A., Scheier M.F, Buss A., 1975);
шкала самооценки мотивации одобрения (Social Desirability MCSDS; Crovvne D., Marlowe D., 1960, 1964);
тест «20 высказываний» («Кто Я») (Twenty Statements Self-Attitude Test-, Kuhn M., McPartland T , 1954);
проективная методика «Персонажи»
(Хороших В.В., Рудакова О Н., 2010)
шкала тактик самопрезентации (Self-Presentation Tactics Scale, SPT; Lee S.-J., Quigley В., Nesler M., Corbett A., Tedeschi J., 1999); разработана модифищфованная шкала тактик самопрезентации
в сфере интернет-общения (Lewis М.А., Neighbors С., 2005); шкала управления впечатлением (Impression Management Scale. IMS; Bolino M.C., Tumley W.H., 1999);
шкала беспокойства о соответствии (Concern for Appropriateness Scale, CAS/CFA; Lennox R.D., Wolfe R.N., 1984)
шкала перфектщонистской самопрезентации (Perfectionistic Self- Presentation Scale, PSPS; Hewitt PL., Flett G.L., Sherry S.B.,
Habke M., Parkin M., Lam R.W., McMurtry В., Ediger E., Fairlie P, Stein M.B., 2003);
разработана детская форма шкалы (Perfectionistic Self-Presentation Scale-Junior Form; Hewitt PL., Blasberg J.S., Flett G.L., Besser A., Sherry S.B., Caelian C., Papsdorf M., Cassels TG., Birch S., 2011); шкала макиавеллианизма (Machiavellianism-IV, MACH-IV;
Christie R., Geis F., 1970); разработан более поздний вариант шкалы макиавеллианизма (Machiavellianism~V, MACH-V)
(Fehr В., Samson D., Paulhus D.L., 1992);
шкала хистрионической самопрезентащш (As-If-Scale, AIS; Renner К.-Н., Enz S., Priedel H., Merzbacher G., Laux L., 2008); шкала измерения высокомерности руководителей (Workplace Arrogance Scale, WARS; Johnson R.E., Silverman S.B., Shyamsun- der A., Swee H.-Y., Rodopman O.B., Cho E., Bauer J., 2010)


39


Таблица 7


Scale,


Фокус исследования

Невербальные ас- пекты самопрезентации


Методики исследования самопрезентации личности

стандартизированное наблюдение (видеозапись); экспериментальная процедура (Mehrabian А., 1972); методика экспертной оценки невербальной коммуникации (Кузнецов A.M.);

методика «Свободная семантическая оценка невербального пове- дения» (Лабунская В.А., 1986, 1990);
опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» (Лабунская В.А., Белугина Е.В., 2003); опросник «Социально-психологические характеристики ольфак- торного поведения» (Лабунская В.А., Герасимова O.A., 2000); опросники «Визуальная самоподача образа «Я» в общении» (Петрова Е.А., 1998), «Стратегии визуальной самоподачи образа «Л» в общении» (Петрова Е.А., 2000)

контент-анализ письменных текстов (самоописание, резюме, объ- явление о знакомстве, интернет-страница и др.), устной речи; наррагив-анапиз


Вербальные аспекты самопрезентации


В заключении подведены итоги диссертационного исследования, обобщены резуль- таты, сформулированы выводы.

Основные выводы и результаты исследования

1. Проведенное диссертационное исследование позволило обосновать выделение в социальной психологии самостоятельного научного направления - социальная психология самопрезентации личности, а также сформировать интегративную социально- психологическую концепцию самопрезентаШ1И личности. Под самопрезентацией личности понимается социально-психологический феномен, проявляющийся в поведении человека в ситуашгях социального взаимодействия, особенности проявления которого обусловлены совокупностью индивидуально-психологических, социально-диспозищюнных и ситуацион- ных факторов. Самопрезентация личности представляет собой целостную систему взаимо- связанных компонентов, содержание которых определяется наличием и характеристиками субъект-объектного взаимодействия, осознанного в разной степени, а также особенностями личности и ситуации.

2. В соответствии с авторской концепцией, самопрезентация личности не является исключительно краткосрочной целенаправленной деятельностью, а представляет собой процесс постоянного предъявления Я-информации в межличностном взаимодействии, неза- висимо от степени осознания субъектом самопрезентации своих поведенческих действий.

3. Выявлены индивидуально-психологические (личностные качества субъекта, воз- раст, особенности самооценки образа «Я», ценностные предпочтения, умение контролиро- вать собственное поведение, персональный опыт управления впечатлением), сощ1ально- диспозиционные (гендерная и профессиональная роли, социальный статус, этнокультурная пртадлежность) и ситуационные (публичность, позиционность отношений, значимость це- ли взаимодействия и объекта самопрезентации) факторы детерминации тактик и стратегий самопрезентации.

4. Модель социально-психологаческой концепции самопрезентации личности вклю- чает в себя следующие компоненты: структурные составляющие процесса самопрезентации (субъект, объект, социальную «ггуацию); социально-психологические детерминанты (инди- видуально-психологические, сошгально-диспозиционные и ситуационные); механизмы


40


(оценка значимости ситуации и целей взаимодействия, прогнозирование реакции целевой аудитории, реакция целевой аудитории, рефлексия реакции целевой аудитории, корректи- ровка субъектом самопрезентации последующих действий) и результаты процесса самопре- зентации личности (формирование имиджа).

5. Разработана авторская классификация стратегий и тактик самопрезентации лично- сти для практического применения в сфере человеко-ориентированной профессиональной деятельности. Основанием для выделения пята стратегий самопрезентации личности (стра- тегии «уклонение», «аттрактивное поведение», «самовозвышение», «силовое влияние», «самопринижение»), включающих в себя двенадцать тактик защитного и ассертивного ти- пов самопрезентащ1и, послужили характерные особенности поведения людей, проявляю- щих стремление получргть социальное одобрение или избежать значимых потерь в социаль- ном одобрении.

6. Существенно расширены и наполнены новым эмпирическим содержанием научные представления о сущности и особенностях феномена самопрезентации личности, обусловленных личностными (самомониторинг, самоэффектнвность, перфекционизм, ителлект, экстраверсия, нейротизм, мотиващтя, ценностные предпочтения, профессиональ- ное выгорание), этнокультурными и социально-ролевыми (тендерная и профессиональная роли, социальный статус) факторами. Выявлены личностные, гендерные, возрастные, про- фессиональные, статусные и этнокультурные особенности тактик и стратегий самопрезен- тации.

7. Установлено, что взаимосвязь личностных ценностей и самопрезентационных тактик и стратегий может иметь как универсальный, так и культурно-специфический харак- тер, обусловленный ценностными приорететами и условиями тендерной социализации представотелей данной культуры.

8. Выявлены универсальные культурные факторы, определяющие выбор тактик и стратегий самопрезентации. Все социально-сфокусированные личностные ценности име- ют положтттельиую связь с тактиками самопрезентащти «желание понравиться», «извине- ние», «пример для подражания», входящими в состав самопрезентационной стратегии «ат- трактивное поведение» (поведение, вызывающее благоприятное впечатление о субъекте са- мопрезентации).

9. Установлено, что выбор ассертивных тактик («сообщение о своих достижениях», «преувеличение своих достижений», «пример для подражания», «запугивание», «желание понравиться») и стратегий самопрезентации личности («самовозвышение», «аттрактивное поведение» и «силовое влияние») связан с высоким уровнем самомониториига, независимо от этнокультурной дифференциации.

10. Результаты кросс-секционных исследований, проведенных автором диссертации в период 2003-2013 гг, подтверждают наличие особенностей самопрезентационного пове- дения мужчин и женщин в разные возрастные периоды, а также представителей профессио- нальных групп (публичных, коммуникативных, технических и знаковых) и руководителей.

11. Личностно-сфокусированные ценностные предпочтения руководителей опреде- ляют особенности их ассертивного самопрезентационного поведения, независимо от тен- дерной дифференциавд1и. Руководители (как мужчины, так и женщины) оперируют широ- ким спектром самопрезентационных тактик, отдавая предпочтение ассертивным тактикам самопрезентации и стратегиям «самовозвышение», «силовое влияние».

12. Выявлено, что перфекционизм оказывает выраженное влияние на самопрезента- ционное поведение руководтггелей. Вне зависимости от тендерной иринадлежности, руково- дители стремятся выглядеть безупречно в глазах окружаюш1к как с позиций репутации и социального успеха, так и с позиций профессиональной компетентности. С целью демон- страции совершенства ими используются такие тактики самопрезентации, как «отречение»,


41


«желание понравиться», «пример для подражания», и такие стратегии самопрезентации, как «уклонение» и «аттрактивное новедение».

13. Длительный стаж управленческой деятельности оказывает влияние на стиль са- мопрезентации руководотелей, что проявляется в частом использовании самопрезентацион- ной тактики «негативная оценка других» и стратегии «силовое влияние». Чем дольше чело- век осуществляет руководство другими, тем чаще в своем коммуникативном поведении он допускает критические и негативные высказывания в адрес других людей, принижая значе- ние результатов их труда и личностных качеств.

14. В процессе профессиональной подготовки специалистов важно уделять целена- правленное внимание формированию самопрезентационной компетентности, которая рассматривается нами как совокупность знаний, ценностных ориентаций, умений, навыков, способностей к самомонитортгу и саморегуляции, успешного опыта самопрезентационно- го поведения, обуславливающая способность индивида к эффективной самопрезентацион- ной деятельности. Психологическими составляющими самопрезе1ггационной компетентно- сти являются мотиващюнно-ценноетный, когнитивный, социально-личностный, эм0Ш10- нально-волевой и практико-деятельностный компоненты.

15. Предложенная автором диссертации обучающая технология в формате видеотре- нинга эффективной самопрезентации личности способствует формированию самопрезента- ционной компетентности, дает возможность освоить эффективные образцы самопрезента- ционного поведенти в профессиональной деятельности типа «человек - человек», развивает самонаблюдение и самоконтроль за имиджформирующим поведением, выявляет сильные и слабые (ресурсы развития) стороны самопрезентации и позволяет избавляться от неэффек- тивных образцов поведения.

16. Интегративная социально-психологическая концепция самопрезентацни лично- сти содержит описание теоретико-методологических оснований исследования самопрезен- тации личности, структурно-функциональной модели процесса самопрезентации личности, содержания и структуры самопрезентации личности как феномена межличностного взаимо- действия, алгоритма действий субьекта в процессе самопрезентации, психологических предпосылок, факторов и механизмов возникновения феномена самопрезентации личности; раскрывает роль и значение самопрезентации для становления иразвития личности, ее успешной социализации.

17. Результаты диссертащюнного исследования способствуют решению важной со- циально-психологической проблемы поиска личностью механизмов конструирования соб- ственных взаимодействий с разными партнерами (субъектами деятельности, отношений, общения) и определения потенциальных возможностей преобразования этих механизмов для формирования конструктивных взаимодействий с партнерами.

18. В рамках интегративной социально-психологической концепции самопрезеита- ции личности обобщены и систематизированы социально-психологические знания о соци- альных взаимодействиях с целью решения психологических проблем, связанных с создани- ем определенной идентичности и оптимальных социально-психологических условий для конструирования личностью образа «Я».


42


ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦНОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Монографии и главы в коллеетнвных монографиях

  1. Пикулёва, О. А. Психология самопрезентации личности : монография / О. А. Пикулёва И М. ; ИНФРА-М, серия «Научная мысль». - 2013. - 320 с. (17,0 п.л.)

  2. Пикулёва, О. А. Маркетинг и брендинг территорий; теоретические и прикладные аспек- ты исследований : мопофафия / О. А. Пикулёва // - Германия : LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 156 с. (7,5 п.л.)

  3. Пикулёва, О. А. Самопрезентация личности через призму профессиональной деятельно- сти менеджеров (раздел в коллективной монографии) / О. А. Пикулёва И Личность про- фессионала в современном мире / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - М. : Изд-во «Институт психологин РАН», 2013. - Труды Института психологии РАН. - С. 786-810. (1,4 п.л.)

Публикации в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК Министерства образования н науки РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований

  1. Пикулёва, О. А. Самопрезеитация личности в нроцессе социального взаимодей- ствия / О. А. Пикулёва // Вестник СПбГУ. Серия 6. Философия, политология, со- циология, право, международные отношения. - 2005. - No 3. - С. 75-97. (0,9 пл.)

  2. Пикулёва, О. А. Возможности н перспективы использования технологии видеотре- нинга эффективной самопрезентации при подготовке специалистов коммуника- тивных профессий / О. А. Пикулёва // Вестник Российской академии естественных наук. - 2013. - No 17 (3). - С. 86-91. (0,5 пл.)

  3. Пикулёва, О. А. К вопросу о методах научения и обучения самопрезентации (Элек- тронный ресурс] / О. А. Пикулёва // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). - 2013. - No 6. - С. 6. - Режим доступа: http://online.rae.ru/1465 (дата обращения 28.04.2013). (0,2 п.л.)

  4. Пикулёва, О. А. Классификации самопрезентации личности: теоретические осно- вания н проблемные аспекты / О. А. Пикулёва // Вестник ЛГУ им. A.C. Пушкина. Серия «Психология». - 2013. - Т. 5, X» 1. - С. 63-70. (0,7 пл.)

  5. Пикулёва, О. А. Лидерство и руководство: гендерные и личностные особенности самопрезентации в менеджменте / О. А. Пикулёва // Журнал правовых и экономи- ческих исследований. - 2013. - No 3. - С. 21-27. (0,5 н.л.)

  6. Пикулёва, О. А. Профессиональные особенности самопрезентацин личности / О. А. Пикулёва // Актуальные проблемы психологического знания. - 2013. - Л» 2. - С. 80-92. (0,8 пл.)

  7. Пикулёва, О. А. Психологическая многозначность понятия «самопрезеитация лич- ности» и современные научные подходы к пониманию его содержания / О. А. Пикулёва // Социальная психология и общество. - 2013. - No 2. - С. 21-37. (0,8 Н.Л.)

  8. Пикулёва, О. А. Психология самопрезентации личности: гендерные и возрастные аспекты / О. А. Пикулёва // Психологическая наука и образование. - 2013. - No 4. - С. 37-44. (0,6 ил.)

  9. Пикулёва, О. А. Самопрезентационная компетентность специалистов коммуника- тивных профессий как фактор профессиональной эффективности [Электронный ресурс) / О. А. Пикулёва // Современные проблемы науки и образования (электрон- ный журнал). - 2013. - No 6. - С. 7. - Режим доступа: http://online.rae.ru/1473 (дата обращения 10.05.2013). (0,2 п.л.)


43


  1. Пикулёва, О. Л. Теоретические подходы к пониманию самопрезентации личности через призму осознанности-неосознанности процесса / О. А. Пикулёва // Психоло- гия. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10, No 4. - С. 154-168. (0,8 п.л.)

  2. Пикулёва, О. Л. Самопрезентация личности пользователей сети Интернет / О. Л. Пикулёва // Вестник ЛГУ им. A.C. Пушкина. Серия «Психология». - 2013. - Т. 5, No 4. - С. 77-82. (0,4 пл.)

  3. Пикулёва, О. А. Взаимосвязь личностных ценностей и тактик самопрезентации ру- ководителей: тендерные аспекты / О. А. Пикулёва // Ценности и смыслы. - 2014 (март).-No2. (0,8 пл.)

  4. Пикулёва, О. А. Самопрезентационная компетентность трудовых мигрантов как важный фактор их эффективной инкультурной адаптации / О. А. Пикулёва // Вест- ник Кемеровского университета. - 2014 (март). - Л'» 2. (0,4 п.л.)

  5. Пикулёва, О. А. Самопрезентацня женщин старшего возраста: российские особен- ности / О. А. Пикулёва // Женшина в российском обществе. - 2014 (февраль). - Л® 1 (70). - С. 70-78. (0,6 пл.)

  6. Пикулёва, О. А. Социальные и психологические факторы в выборе ассертивных тактик самопрезентацни личности студенческой молодежью / О. А. Пикулёва // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.-2014.-No 1 (февраль). - С. 33-46. (0,8 и.л.)

19. Пикулёва, О. А. Самопрезентация личности как средство управления впечатлени- ем: анализ факторов влияния / О. А. Пикулёва // Научное мнение. - 2014. - No 2 (март). - С. 140-149. (0,7 пл.)

Другие научные публикации

20. Пикулёва, О. А. Тренинг эффективной самопрезентации / О. А. Пикулёва // 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов (Глава 7). - СПб. : Речь, 2007. - С. 88-102. (1,0 п л.)

  1. Пикулёва, О. А. Тактики самопрезентации / О. А. Пикулёва, В. А. Чикер // Психология менеджмента : практикум. - СПб.: Речь, 2010. - С. 305-317. (0,4/0,5 п.л.)

  2. Пикулёва, О. А. Самопрезентация личности: Мотиващи и пространство «Я» / О. А. Пикулёва // Психологические проблемы самореализации личности. - Вып. 8. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. - С. 127-145. (0,6 п.л.)

  3. Пикулёва, О. А. Использование видеотренинга для совершенствования навыков само- презентации личности / О. А. Пикулёва // Труды СГУ. Выпуск 78. Гуманитарные науки. Психология и социология образования. - М., 2004. - С. 84-91. (0,3 п.л.)

  4. Пикулёва, О. А. Тренинг эффективной самопрезентации для представителей коммуника- тивных профессий / О. А. Пикулёва // Имиджелогия-2004: Состояние, направления, про- блемы : материалы Второго Международного симпозиума по имиджелогии. - М . : РИД АИМ, 2004. - С. 273-278. (0,2 п.л.)

  5. Пикулёва, О. А. К вопросу о содержании самопрезентации: тактики и стратегии / О. А. Пикулёва // Имиджелогия-2005: Феноменология, теория, практика: материалы Третьего Международного симпозиума по имиджелогии. - М . : РИЦ АИМ, 2005. - С. 86-93. (0,5 П.Л.)

  6. Пикулёва, О. А. Особенности мотивации и образ «Я» в процессе самопрезентации / О. А. Пикулёва // Имиджелогия-2006: Актуальные проблемы социального имиджмей- кинга: материалы Четвертого Международного симпозиума по имиджелогии. - М.: РИЦ АИМ, 2006. - С. 230-239. (0,4 п.л.)

  7. Пикулёва, О. А. Профессиональное выгорание и самопрезентация личности: аспекты влияния / О. А. Пикулёва // Психологическая культура и психологическое здоровье в со-


44


временном российском образовании: материалы Пятой Всероссийской научно-

практической конференции; Барнаул, 2013. - С. 153-155. (0,1 п.л.)

  1. Пикулёва, О. А. Самопрезентацио1шая компетентность специалистов как важный фактор

    профессиональной успешности / О. А. Пикулёва // Возрасты образования: социальное и личностное измерения : материалы научно-практической конференции философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. - М . : Центр стратегической конъюнктуры, 2013.-С. 48-51. (0,1 п.л.)

  2. Пикулёва, О. А. Самопрезентация личности как сложный социально-психологический феномен общения: нетрадиционный взгляд на его природу / О. А. Пикулёва И Материа- лы Всероссийской научной конференции «Человек, субъект, личность в современной психологии» (к 80-летшо A.B. Брушлинского). - Т. 2. - М.: Изд-во «Институт психоло- гии РАН», 2013. - С. 286-290. (0,3 п л.)

  3. Пикулёва, О. А. Эффективная самопрезентация личности как условие профессиональ- ной успешности в сфере управленческой деятельности / О. А. Пикулёва // Состояние и перспективы социально-экономического развития Северо-Запада России : материалы научной международной конференвдш преподавателей, аспирантов и студентов: Выборг- ский филиал РАНХиГС. - Выборг : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС. - 2013. - С. 14-19. (0,3 п л.)

  4. Пикулёва, О. А. Самопрезентация личности в пространстве Интернет-коммуникаций / О. А. Пикулёва // Мир, личность, информация: перспективы междисциплинарных иссле- дований : материалы Всероссийской научно-практпческой конференции РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 (март). (0,3 п.л.)

  5. Пикулёва, О. А. Психология самопрезеитации личности как направление психологиче- ской науки и практики / О. А. Пикулёва // Сощ1альная психология малых групп : матери- алы Третьей Всероссийской научно-практической конференции. - М. : Изд-во МГППУ, 2014 (март). (0,2 п.л.)

  6. Пикулёва, О. А. Интегративный подход к феномену самопрезентации лич1юсти / О. А. Пикулёва // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию лю- дей». - М . : Изд-во «Перо», 2014. - С . 177-181. (0,2 п.л.)

  7. Pikuleva, О. The professional peculiarities of self-presentation / О. A. Пикулёва // Запад- Восток: имиджевый диалог : материалы Одиннадцатого Международного симпозиума по имиджелогии, 16-17 мая 2013 г., Берлин. - Т. 2. - Берлин : Изд-во West-Ost-Verlag. - 2014 (февраль). - С. 74-83. (0,7 п.л.)